Город-спутник «Южный. Жк "южный" Где будет строиться город спутник южный

Город-спутник «Южный» - инвестиционный проект комплексного развития территории, один из крупнейших девелоперских проектов, реализуемых в России, и по площади сопоставимый с историческими центрами многих европейских городов, 2000 га в южной части Санкт-Петербурга, между федеральными трассами М20 и М10. Концепция проекта разработана и реализуется компанией «Старт Девелопмент», к работе над проектом были привлечены ведущие архитектурные бюро «Urban Design Associates» (США) и «Gillespies» (Шотландия).

В рамках формирования новой городской среды в совокупности с природоохранными мероприятиями планируется создание крупного городского проекта смешанного типа. Строительство жилья будет сопровождаться масштабным развитием социальной и коммунальной инфраструктуры, что позволит сформировать полноценное жизненное пространство в непосредственной близости от места проживания. На территории будущего города-спутника «Южный» будут создаваться объекты социальной и инженерной инфраструктур: 58 детских садов, 27 школ, 10 спортивно-досуговых центров, 12 медицинских центров, а также предприятия сферы обслуживания, жизнеобеспечения и всего, что гарантирует нормальное существование людей. Общий объем инвестиций на реализацию проекта составит не менее 179 млрд рублей, что, по словам представителей пресс-службы ООО «УК «Старт Девелопмент» , обеспечит поступление налоговых платежей в бюджет города в размере 5,4 млрд рублей.

Будущий город спутник расположен на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга. Площадь возводимого жилья - 4,5 млн кв. м. В 15 км по Киевскому шоссе от будущего жилого района «Южный» располагается аэропорт Пулково, КАД. На личном автотранспорте дорога до КАД займет около 10 минут, а до центра города жители смогут добраться меньше, чем за час, используя личный либо общественный транспорт.

Примерное количество жителей, которые поселятся в новой жилой недвижимости города-спутника, составит около 171,5 тыс. человек.

Конечная цель проекта «Южный» - улучшение жилищных условий семей эконом и среднего класса путем строительства качественного, экологичного и при этом доступного жилья. Результатом реализации проекта прогнозируется значительное улучшение социальных и демографических показателей Санкт-Петербурга за счет трудовой миграции и повышения уровня рождаемости, а также обеспечение трудовыми ресурсами бурно развивающегося третьего промышленно-логистического пояса Санкт-Петербурга.

7 апреля 2011 года вышло Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 438 о стратегическом инвестиционном проекте Санкт-Петербурга «Создание города-спутника Южный в Пушкинском районе Санкт-Петербурга ». Компания «СТАРТ Девелопмент» планирует начать строительство в 2014 году, а завершить проект в 2028 году.

«Южный» - это не поселок с жестко спланированным количеством построек, поэтому руководство «СТАРТ Девелопмент» надеется, что город будет развиваться и расти не одно столетие вместе с Петербургом. Масштабное строительство начнется в 2014 году, а границы инвестиционного проекта ограничены 2028 годом. К этому времени на его площади будет построена недвижимость различных видов, в том числе таунхаусы и коттеджи.

Концепция проекта подразумевает кластерное развитие территории, что является основой эффективного экономического развития и Пушкинского района, так как позволяет повышать конкурентоспособность региона путём обеспечения его магазинами, больницами, школами, местами приложения труда, а также объектами досуга и отдыха.

Страница недвижимость в Санкт-Петербурге, СПб , отдельно стоящие здания в Пушкинском районе

Захар Смушкин, председатель совета директоров «СТАРТ Девелопмент», отметил: это первый случай за последние десять лет, когда город предоставляет гарантии под частный инвестиционный проект.

Одна из возможных причин - строительство аналога «Сколково», Хайпарка, который займет 100 га на территории города-спутника. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев в октябре прошлого подписал распоряжение правительства о создании АО «Хайпарк Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики» - 100-процентной дочерней структуры федерального правительства. Однако проект создания Хайпарка предусматривает в том числе частные инвестиции в размере 35%.

Смушкин подчеркнул важность договоренностей. По его словам, благодаря участию РФПИ есть возможность привлечь средства частных инвесторов, в том числе иностранных. И, безусловно, поручительство города имеет для инвесторов большое значение. А активность города в этом вопросе говорит о его заинтересованности в реализации проекта, добавил он.

«Капитал стоит дорого, длинных денег нет. Если бы не энтузиазм и поддержка конкретных чиновников, сдвинуть с места такой проект было бы крайне тяжело. Создание инфраструктуры - социальных объектов, дорог и магистралей, инженерных сетей - это сложный и затратный процесс, освоить который бизнесу самостоятельно практически невозможно. Однако в случае с городом-спутником Южный бизнесу и власти удается найти необходимый баланс интересов», - заявил Смушкин.

«Развивая сегодня инфраструктурные проекты, поддерживая передовые отрасли, которые завтра будут находиться в авангарде мировой экономики, мы даем четкий сигнал всем участникам рынка. Сегодня мы создаем Петербург будущего, в котором будут реализованы самые смелые и современные идеи инвесторов - как российских, так и зарубежных», - в свою очередь отметил губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.

Под город-спутник Южный отведена территория в 400 га. Планируется построить 4,3 млн кв. м жилья и более 1 млн кв. м коммерческих площадей. Объем инвестиций, по расчетам, превысит 200 млрд рублей.

Строительство жилья на территории Южного, по словам Смушкина, начнется в 2019 году.


ул. Заставская, д. 31, корпус 2 196084 Санкт-Петербург ,
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это

Также по теме


10.01.2019 11:14

В 2018 году строительство города-спутника "Южный" в Пушкинском районе Петербурга переходит в активную фазу. Флагманом проекта станет научно-образовательный инновационный центр "ИТМО Хайпарк", инвестиции в который оцениваются в 41 млрд рублей.


Дмитрий Быков


И город-спутник, и его научный кластер создавались и корректируются с применением динамической цифровой модели, позволяющей спрогнозировать различные сценарии развития. С помощью заложенных алгоритмов оцениваются и прогнозируются риски, объемы средств и сроки возврата вложений в инфраструктуру, что делает мегапроект более понятным и интересным для потенциальных инвесторов.

Министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров в конце прошлого года сообщал, что создание первых объектов центра "ИТМО Хайпарк", который уже может претендовать на статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), займет не менее трех лет.

На площади не менее 350 тыс. кв. м должны появиться бизнес-инкубаторы и прогрессивные производства инновационного центра, а также научные центры, учебные здания и общежития, входящие в состав нового кампуса Университета ИТМО. В частности, в центре "ИТМО Хайпарк" планируется размещение магистратуры и аспирантуры университета, ориентированных на прикладные исследования. Предполагается, что к 2024 году здесь будет обучаться 3,6 тыс. человек, создано 12 тыс. рабочих мест, пять инновационных производств и около 50 международных лабораторий. Инноград будет специализироваться на прикладных исследованиях и разработках в сферах искусственного интеллекта и киберфизических систем, фотоники и квантовых технологий, урбанистики и других.

"Наша задача — чтобы молодые таланты развивали свой потенциал в своей стране. Для решения этой задачи построены площадки в московском Сколково и казанском Иннополисе, но на Северо-Западе ничего подобного пока нет. Новый кампус, безусловно, станет катализатором развития как нашего университета, так и всего образовательного кластера в России",— комментирует ректор Университета ИТМО Владимир Васильев.

Генеральный директор компании "Старт Девелопмент" (девелопер города-спутника "Южный".— BG ) Сергей Хромов отмечает, что формирование центра "ИТМО Хайпарк" разбито на три этапа. В рамках первого в течение пяти лет планируется построить кампус, в рамках второго — создать инновационную инфраструктуру, третьего — производственный комплекс. При этом второй и третий этапы будут реализовываться параллельно.

"В Петербурге появится научно-образовательный и инновационный центр нового поколения. Он призван решать задачи по развитию высоких технологий, которые поставил перед страной президент России и которые продиктованы самим временем. Для нашего города этот проект будет драйвером развития экономики в рамках петербургской "Стратегии-2030" и важным шагом в градостроительной политике",— подчеркивает губернатор Санкт-Петербурга и председатель совета директоров АО "ИТМО Хайпарк" Георгий Полтавченко.

Сейчас уставный капитал компании, которая полностью находится в собственности государства, составляет 321 млн рублей. По словам главы города, в текущем году Петербург внесет еще 1,3 млрд рублей. Федеральные власти заложили в проект на 2018-2020 годы еще 3 млрд рублей. Общая же структура финансирования, согласно оценкам инициатора и участников проекта, предполагает, что 53% средств предоставят федеральные власти, 35% — частные инвесторы, 12% — Смольный.

Девять городов


Город-спутник "Южный" в общей сложности займет территорию площадью более 2 тыс. га. Реализация проекта, который предполагает сооружение 8,8 млн кв. м недвижимости (в том числе 4,3 млн кв. м жилья на 134 тыс. человек) займет около 15 лет.

Концепция проекта предполагает разделение территории "Южного" на девять мини-городов, каждый из которых будет иметь свой центр притяжения — "дворец" (по аналогии с окружающим его историческим наследием — парками и дворцами Пушкина, Петродворца и Гатчины). Здесь "дворцы" — это многофункциональные комплексы, объединяющие общественные и креативные пространства, различные коммерческие структуры и организации, направленные на организацию досуга, отдыха и дополнительного образования местных жителей и всех горожан Петербурга.

"Дворцы" сформируют так называемую "Золотую аллею" — главное пространство города-спутника — велопешеходный каркас, символ "Южного" и связывающий элемент между мини-городами. Во всех мини-городах "Южного", помимо многофункциональных "дворцов" и жилья (индивидуальная застройка, а также мало- и среднеэтажное жилье высотой три-пять этажей с доминантами до десяти этажей), будет построена необходимая транспортная, коммунальная и социальная инфраструктура.

По проекту, в городе-спутнике появится 37 детских садов, 16 школ, 21 спортивный комплекс, восемь поликлиник и больница, 25 объектов культуры и искусства. Почти 16 га отдано под размещение объектов физкультуры и спорта. Разнообразные общественные зоны и парки займут около 350 га — четверть всей территории "Южного".

Строительство города-спутника будет осуществляться согласно концепции "умный город" (smart city), когда все жилые и бизнес-процессы синхронизированы и позволяют избежать неудобств и жителям кварталов "Южного", и коммерческим структурам, работающим в них.

Вложения в проект оцениваются в 219 млрд рублей. Среди уже известных инвесторов — турецкая Renaissance Construction, которая будет выступать подрядчиком строительства, и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), соглашение между которыми было подписано во время ПМЭФ-2017.

"Привлечение опытного международного инвестора к такому масштабному проекту, как строительство целого города, позволит существенно сократить расходы на его реализацию и повысить эффективность работ. Опыт и экспертиза турецких партнеров окажутся незаменимыми на всех этапах создания города-спутника — от проектирования объектов до их строительства и ввода в эксплуатацию",— заявлял глава РФПИ Кирилл Дмитриев.

Транспортные связи


С помощью уже упомянутой цифровой динамической модели можно не только отобразить любые будущие городские процессы, объединить градостроительные планы, "примерить" различные архитектурные и планировочные решения, но и следить за реализацией "дорожных карт" инфраструктурного развития, в том числе и транспортного. Для транспортной связи с городом-спутником, в частности, планируется запуск "Аэроэкспресса".

Конкурс на выбор концессионера для строительства его первого участка — от Витебского вокзала до аэропорта Пулково — объявят уже во второй половине текущего года. По словам вице-губернатора Петербурга Игоря Албина, протяженность линии составит 22 км. Стоимость проекта оценивается в 19 млрд рублей. Затем линия "Аэроэкспресса" будет продлена до "Южного" — это еще 10-15 км.

По словам Сергея Хромова, уже сегодня "Южный" находится в выгодной транспортной локации: рядом проходит шестиполосное Киевское шоссе, на территории будущего города-спутника расположены две железнодорожные станции. Компания ведет переговоры с РЖД о запуске скоростных поездов "Ласточка", которые будут останавливаться в "Южном". Когда к этим мерам добавится строительство "Аэроэкспресса", вопрос о транспортной доступности города-спутника будет решен на долгие годы вперед.

С.-ПЕТЕРБУРГ, 13 ноя — РИА Новости. Проект города-спутника "Южный" в Пушкинском районе Петербурга практически на старте — в среду городской парламент в третьем чтении одобрил изменения в Генплан, которые позволяют начать стройку. Тем не менее, проект неоднозначно оценивается экспертами, и дискуссии о будущем городе не утихают.

Строительство города-спутника "Южный", которое займет около 13 лет, планируется начать в середине 2015 года. Новый город, рассчитанный на проживание 134 тысяч человек, планируется построить в Пушкинском районе по обе стороны федеральной трассы М20 (Киевское шоссе). Общий объем инвестиций в проект, реализацией которого занимается компания "Старт Девелопмент", составит порядка 176 миллиардов рублей.

В течение всего срока освоения территории за реализацией проекта будет следить общественный экспертный совет, в который вошли, в том числе директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор научно-исследовательского и проектного центра Генерального плана Санкт-Петербурга Юрий Бакей.

Общественность боится за Кондакопшинский лес

Парламент Петербурга одобрил строительство города-спутника "Южный" Законодательное собрание Санкт-Петербурга в первом чтении приняло изменения в генеральный план города, которые позволят впоследствии построить город-спутник "Южный".

Особую обеспокоенность у экспертов и жителей Пушкинского района вызывает влияние проекта на экологию района, где запланировано стройка. Они опасаются, что на этой территории будет вырублен Кондакопшинский лес, уничтожен Таицкий водовод, а также может пересохнуть река Кузьминка.

По словам директора Центра экспертиз "Эком" Александра Карпова, будущий город захватит значительную часть Кондакопшинского леса. При этом вместо него возникнут не только сады и парки, но и жилые дома, гостиницы и спортивные сооружения. "Все вместе приведет к уничтожению болота, из которого до сих пор вытекают реки Кузьминка и Поповка. Соответственно, они будут уничтожены как природные объекты, что серьезно ухудшит ландшафтные и рекреационные свойства и Пушкинского, и Павловского парков", — считает он.

Юг Петербурга будут развивать независимо от решения по "Южному" Действующий генеральный план Петербурга предусматривает развитие южной части города независимо от решения по строительству города-спутника "Южный", сообщил в понедельник депутатам заксобрания северной столицы вице-губернатор Сергей Вязалов.

Генеральный директор компании "Старт Девелопмент" Андрей Назаров заверяет, что эти претензии сильно преувеличены. "Та часть леса, которая является полноценной, будет сохранена. Часть леса, где строительство возможно, будет застраиваться коттеджами и таунхаусами, расположенными на значительном расстоянии друг от друга, а не высотными домами", — отметил он, добавив, что в северной, южной и центральной части города-спутника "Южный" планируется создание бульваров с видами на парки и озеро.

По словам Назарова, река Кузьминка, за судьбу которой опасается общественность, ограждена охранными зонами, а в будущем будет проведена специальная экспертиза по исследованию влияния города-спутника водную среду. Также в охраняемые зоны выделены Таицкий и Орловский водоводы.

Инфраструктуру нужно продумать

Эксперты прогнозируют пробки на подъездах к городу-спутнику "Южный" Появление городов-спутников - это характерный этап развития мегаполиса. Но если население "Южного" в большинстве своем будет ездить на работу в Петербург, ему придется столкнуться с пробками.

Немало споров вызывает и инфраструктура будущего города-спутника. По оценкам экспертов, "Южный" может столкнуться с транспортными проблемами, и этот вопрос нуждается в дополнительной проработке.

"Несмотря на расширение и реконструкцию Киевского шоссе, строительство развязки на Пулковском и Петербургском шоссе, наличие шоссе-дублера через Шушары, транспортная система еще недостаточно проработана. Город-спутник с большой вероятностью столкнется с таким явлением как "маятник" в миграции населения на работу и обратно, поскольку вряд ли все население района будет работать на тех предприятиях, которые по планам инвестора здесь будут построены. А значит, необходима и тщательная проработка общественного транспорта, в том числе и метро", — считает руководитель отдела исследований Colliers International в Санкт-Петербурге Вероника Лежнева.

Строительство города-спутника "Южный" может начаться в середине 2015 г Строительство города-спутника "Южный" в Пушкинском районе Петербурга планируется начать в середине 2015 года, сообщил журналистам генеральный директор компании "СТАРТ Девелопмент", которая реализует проект, Андрей Назаров.

Также существуют опасения, что "Южный" превратится лишь в густонаселенный спальный район. Директор департамента инвестиционных продаж NAI Becar в Санкт-Петербурге Андрей Бойков выступает за "прореживание" застройки. "Данный район имеет большое количество преимуществ. Например, он находится вблизи города и аэропорта, но, тем не менее, располагается в экологически чистом месте — вблизи парков. Запуск проекта повлечет за собой развитие данного района с точки зрения инфраструктуры. Главное, чтобы застройщик смог избежать уплотненной застройки при возведении нового района", — отметил он.

Руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank SPb Игорь Кокорев уверен, что город-спутник нуждается в крупных коммерческих и социально-культурных объектах. При этом по его оценке, проект города-спутника в целом позволит избежать излишней централизации Санкт-Петербурга. "Потенциально городу нужны населенные пункты в ближайшем окружении, сравнительно автономные, но связанные со своим центром. Это позволит усилить децентрализацию города", — сказал эксперт.

Поисковики обследуют участок, где будет возведен город-спутник "Южный" Работы по поиску возможных незарегистрированных воинских захоронений Великой Отечественной войны начинаются на территории Пушкинского района Петербурга, где планируется построить город-спутник "Южный", говорится в сообщении компании "Старт Девелопмент", которая реализует проект.

По словам Лежневой, создание рабочих мест в городе-спутнике требует системного решения. Более того, девелоперам предстоит решить вопрос о том, как привлечь в город-спутник именно тех жителей, которые будут востребованы на предприятиях, построенных здесь. "Если удастся реализовать постепенно хотя бы несколько высокотехнологичных предприятий, то вероятность того, что там будут работать жители города-спутника, повысится. Однако и здесь потребуется умелый баланс разных составляющих: качества и цены жилья, качества населения, наличия социнфраструктуры и наличия собственно рабочих мест", — сказала она.

Директор Центра социологических исследований Олег Паченков считает, что создание центров полицентричности, одним из которых может стать "Южный", претендует на базовую модель развития Петербурга. "Южный" из частного проекта девелопера превращается в инструмент развития города и агломерации и создает модель нового подхода к девелопменту территорий и городов в масштабе страны", — отмечает он.

Город-спутник Южный уничтожает старинный поселок?

Поселок и станция Александровская (Пушкинский район) рискует оказаться посередине между будущей окружной трассой и целым городом новостроек, который собираются построить к югу от магистрали. Здешние жители опасаются, что рано или поздно их попросят потесниться ради пробивки новой дороги к новостройкам. Чтобы этого избежать, местные активисты просят скорректировать генеральный план.


ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Александровская (население - 2,6 тыс. человек) расположена между Киевским шоссе и Александровским парком Пушкина. Как мы уже рассказывали, к югу от поселка собираются строить город-спутник, известный под проектным названием Южный (население которого, по расчетам, к 2035 году может достигнуть 134 тыс. человек). Он расположится в полях между деревней Дони, Новокондакопшином и военным аэродромом «Пушкин».

Первое время Южный будет связан с Петербургом только Киевским шоссе и Варшавской железной дорогой. Но, в соответствии с генпланом, должен появиться еще один выезд - дублер Киевского шоссе. Трасса поведет из новостроек на север, через Александровскую, и выйдет на не существующую еще южную широтную магистраль (которой планируется присвоить название Усть-Славянское шоссе).

На территории Александровской дублер этот прочерчен в узком коридоре вдоль Варшавской железной дороги. Местные активисты считают, что свободного пространства там недостаточно, чтобы построить шестиполосную дорогу без изъятия участков. Это касается, в частности, домовладельцев на улице Новые Места, что проходит вдоль рельсов.

Если же во избежание земельных споров власти решат строить многокилометровую эстакаду, такой вариант также будет не лучшим. Проект окажется очень дорогим. И он все равно разрушит привычный уклад посельчан. И ради чего? Общественный активист Пушкинского района Александр Беляев в беседе с корреспондентом «Санкт-Петербургских ведомостей» отметил, что новая магистраль нужна в первую очередь для обслуживания города-спутника. «Почему жители Александровской должны куда-то переезжать ради новоселов Южного?» - задался вопросом общественник.

При этом ему не вполне понятна эффективность новой дороги, ведь, судя по генплану, саму Южную широтную в ближайшие годы собираются строить только в западной части, что не позволит ей стать полноценной объездной дорогой южных пригородов, и отводить на нее трафик пока бессмысленно. Гораздо полезнее для города сейчас было бы сосредоточиться на Южной широтной, включив в ближайшие планы строительство путепровода через Витебскую железнодорожную линию, полагает наш собеседник.

Активисты из Александровской попытались донести до властей свои идеи на состоявшихся в июне слушаниях по внесению изменений в генплан. «Данное решение (со строительством трассы - дублера Киевского шоссе через поселок. - Ред.) лишь усугубит транспортную ситуацию на ключевых, лучевых магистралях Пушкинского района за счет маятниковой миграции и транспортных потоков из города-спутника Южный» , - говорится в подготовленной посельчанами пояснительной записке.

Граждане подали поправку, согласно которой полоса земли в поселке вдоль Варшавской железной дороги переводится из зоны магистрали под рекреационные цели (после чего, например, просто засаживается деревьями). Если представить, что предложенные изменения вдруг утвердят (отметим, что решение вряд ли будет принято ранее конца нынешнего года), это не позволит строить здесь трассу. Местные жители просят предусмотреть альтернативную трассировку этого дублера Киевского шоссе на участке от Красносельского шоссе до Сарицкой улицы (в обход Александровской).

Исполняющий обязанности председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Андрей Семчанков в ответ на обращение жителей отметил, что пропускная способность Киевского шоссе практически исчерпана. Новая трасса позволит снизить нагрузку на существующую улично-дорожную сеть, «в том числе при развитии города-спутника Южный». Ведь в результате его строительства население территорий к югу от поселка Александровская значительно вырастет, обратил внимание чиновник. Он не исключил, что при пробивке дороги участки, «непосредственно попадающие в зону застройки», могут быть изъяты. Но об этом рано говорить до проектирования, сроки которого пока не определены. Семчанков не стал говорить, возможны ли другие варианты прохождения новой магистрали.

Инвестором по строительству Южного выступает компания «Старт девелопмент», которая, по данным сайта www.kartoteka.ru , контролируется офшором «Терикс ассошиэйтс холдинг лимитед» (зарегистрирован на Британских Виргинских островах) и генеральным директором Сергеем Хромовым. Как рассказали «Санкт-Петербургским ведомостям» в этой фирме, на сегодня строительство не началось, продолжаются проектно-изыскательские работы. Выйти на площадку собираются в 2019 году.

В компании не согласны с той точкой зрения, что дублер Киевского шоссе, проложенный через Александровскую, предназначен для решения транспортных проблем Южного (инвестпроект реализуется не так близко от поселка, считают в компании). Это будет в первую очередь важная для города трасса, облегчающая выезд в пригороды, говорят коммерсанты. Сам проект нового освоения территорий ориентирован на железные дороги, скоростной трамвай (которого, отметим, пока нет) и внутреннюю улично-дорожную сеть.

То есть, по версии инвестора, люди не будут создавать большие потоки на выезде из кварталов новостроек в Петербург, а наоборот, обитатели окрестностей устремятся в этот пригород на работу. Произойдет это будто бы благодаря тому, что в Южном построят множество инновационных предприятий. Что же касается пробивки трассы через Александровскую, то маршрут ее пока приблизительный и будет уточняться. И вообще современные технологии позволяют строить дороги в плотной застройке, уверяют предприниматели.


Комментарии

Самое читаемое

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ - исчезло.

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов