Дворцы на дворцовой площади. Дворцовая площадь

Как только не выглядела главная площадь Петербурга до 1819 года. Во времена правления Петра вместо Арки и Главного Штаба петербуржцы наблюдали обыкновенный зелёный луг, который в дождливую погоду развозило от грязи.

При Анне Иоанновне здесь разводили зайцев, а в эпоху Елизаветы Петровны на лугу паслись тучные коровы, меланхолично жующие травку. Во второй половине XVIII столетия Адмиралтейский луг выполнял функции строительной площадки для Зимнего дворца. Также здесь проводили военные учения и пасли скот, поставлявший молочную продукцию для царского двора.

Так как при Павле I центром светской жизни стал Михайловский замок, а не Зимний дворец, благоустройством Дворцовой площади никто не занимался. Ситуация изменилась после того, как на престол взошёл Александр, который после войны с Наполеоном задумал не только улучшить вид пощади, но и получить здание, где будут находиться важные государственные учреждения: министерство иностранных дел и Генеральный штаб.

И.Барт. Вид от Дворцовой площади на Адмиралтейство. Гуашь. 1810-е гг. Фото: Commons.wikimedia.org

Нужно сказать, что при Екатерине южная граница площади была застроена домами по проекту Фельтена, и один из них, равно как и участки в восточной части Дворцовой площади, пришлось выкупать, для того, чтобы они впоследствии стали частью грандиозного архитектурного ансамбля.

Разработка проекта здания для Главного штаба и двух министерств были поручены зодчему Карлу Росси, который решил, что основным посылом нового архитектурного детища должно быть прославление победы русского народа в войне с Наполеоном. Никто тогда ещё и не догадывался, что Росси удастся построить самое протяженное на тот момент здание в Европе, которое словно пронзит сплошную ленту собственного фасада монументальной Триумфальной аркой, увенчанной колесницей Победы и фигурами воинов.

Российский архитектор итальянского происхождения, Карл Росси является автором многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге. Фото: Commons.wikimedia.org

Начало строительства

16 марта 1819 года Александр выпустил указ и созвал специальный комитет «По устроению против Зимнего дворца правильной площади и каменным, кирпичным, гончарным и известковым заводам». Сложно представить тот массив работы, который ждал великого зодчего. Для гармоничного сосуществования прежних зданий с новой постройкой, архитектор повторил линию их фасадов, а для того, чтобы устранить диспропорцию, оформил их портиками, из-за чего неравные крылья дома по своей длине стали выглядеть одинаковыми даже для самого внимательного взгляда.

Часть дома №1 по Большой Морской улице пришлось снести, изменив направление улицы таким образом, чтобы она выходила только на центр Зимнего дворца. Когда в 1823 году строительство западного корпуса было завершено, рабочие приступили к созданию восточного корпуса, первым делом соорудив выходящий на Дворцовую площадь фасад. Угол здания у Мойки сделали угловым, за что в народе его даже прозвали утюгом.

На первых порах строительства денег на новую городскую достопримечательность не жалели и цоколь корпуса министерства иностранных дел, смотрящего на площадь, сделали из дорогого гранита. Однако при следующем правителе Николае I, когда страна жила в режиме жесточайшей экономии, со стороны Певческого моста цоколь уложили из сравнительного дешёвого материала — пудожского камня. Тогда же фасад Главного штаба был перекрашен в жёлтый цвет, тогда как при Александре он был жемчужно-серый.

Картина "Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула" работы Василия Садовникова. Акварель. 1830-ые годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Наводнение 1824 года

Несмотря на то, что работы шли завидными темпами, не всё в процессе строительства было гладко. Так, например, осуществлению проекта Росси помешало знаменитое наводнение 1824 года. Историк и знаток Петербурга Башуцкий вспоминал: «по воздуху, высоко и быстро крутясь, носились широкие листы железа, сорванного с нового строения Главного штаба; буря играла ими, как пухом; два длинных деревянных тротуара поперёк между заборов недооконченного здания сделали плотину, на которой волны упирали с рёвом и, достигнув высоты её, полились в Малую Миллионную; через узкий переулок, выходящий на Неву, вдвинуло водой огромную барку, перегородившую улицу. Люди, застигнутые волной, лезли в окна, на фонари, цеплялись за карнизы и балконы домов, прятались на вершинах деревьев, высаженных кругом бульвара».

«А что, братец, выдержит ли арка собственный вес?»

Как бы то ни было, работы по обустройству площади продолжались и их венцом стала Триумфальная Арка, у подножия которой на выступающих из стены пьедесталах покоятся грандиозные композиции из воинских доспехов-арматуры, над которыми высятся фигуры воинов, а ещё выше парит колесница Победы с шестеркой коней, чётко вырисовывающейся на фоне неба.

Триумфальная арка главного штаба была открыта 24 октября 1828 года. Фото: Commons.wikimedia.org / Lelik

Над созданием скульптур, украшающих арку, трудились скульпторы Пименов и Демут-Малиновский. На работу им дали всего два месяца. К слову, при Александре Арку должна была венчать не колесница, а две женские фигуры, держащие российский герб, однако Николаю не пришлась по вкусу эта задумка. Вскоре на чертежах появилось изображение конной группы.

Существует любопытная историческая байка, связанная с кажущейся хрупкостью Арки. Якобы, иностранные коллеги Росси, а позже и сам император, усомнились в прочности нового шедевра. По воспоминаниям очевидцев, Николай I спросил архитектора: «А что, братец, вот иностранцы сомневаются: выдержит ли арка собственный вес?». На это Росси ответил: «Ваше величество, я поднимусь на неё во время снятия кружал, и, если она упадёт, я упаду вместе с аркой».

Когда строительные работы были на последнем этапе, Росси вместе с рабочими поднялся на Арку и, помахав оттуда императору, доказал её прочность.

Первоначальный проект, 1820 год, вид с Невского. Литография К. Беггрова. Фото: Commons.wikimedia.org

Законченный архитектурный шедевр

Последний штрих, закончивший работы по обновлению Дворцовой площади, был сделан в 1834 году, когда Огюст Монферран по указу Николая I построил по её центру Александровскую колонну в память о победе Александра I в войне с Наполеоном. Любопытно, но идею сооружения монумента подал никто иной, как сам Карл Росси, а вот продумать и воплотить её предстояло уже французу Монферрану.

Так, в период с 1819 по 1834 года площадь постепенно приобретала свой современный облик, на фоне которого происходили важные государственные события. Мало кто знает, но в год, когда грянула революция и площадь стала одним из самых главных свидетелей происходящих бесчинств, все здания на ней были к тому времени выкрашены в краснокирпичный цвет, а в послевоенные годы их вновь перекрасили в изумрудные тона.

Сейчас композиция Главного Штаба и Арки выполнена в жёлтом цвете, что смотрится гармонично на фоне зелёного здания Эрмитажа.

Сейчас композиция Главного Штаба и Арки выполнена в жёлтом цвете. Фото: Creative commons/ Walter Smith

Адрес: Дворцовая площадь

Как говориться, все дороги Петербурга ведут к главной площади, которая носит название Дворцовой и которая занимает достойное место во Всемирном списке культурного наследия ЮНЕСКО. Размеры Дворцовой более чем в два раза больше Красной площади.

Дворцовая площадь - сосредоточение сразу нескольких историко-архитектурных памятников федерального масштаба. Это и колоссальный полукруг здания Главного штаба и его прекрасная Триумфальная арка , и гармоничное сооружение штабного здания Гвардейского корпуса , и знаменитый Александровский столп и, конечно же, потрясающей, всемирно известный Зимний дворец.

История Дворцовой площади кратко

Возникновение и формирование площади напрямую завязано на истории возведения Адмиралтейства , которое создавалось по законам военного времени как крепость-верфь. А это значит, что территория Адмиралтейской верфи была окружена валами и рвами, перед которыми была организована открытая эспланада (ровное пространство) для лучшего наблюдения за наступающим врагом.

Но адмиралтейская крепость вскоре утратила свою военную актуальность, и часть ровного пространства стала использоваться для складывания адмиралтейского оборудования, часть же постепенно зарастала травой, превращаясь в Адмиралтейский луг .

Во времена Анны Иоанновны на луговых землях иногда проводились праздники для простого народа – строились временные павильоны для развлечений, организовывались распития вин и скармливание зажаренных быков народу. Затем, во время строительства третьего и пятого Зимних Дворцов, луговое пространство использовалось для складирования строительного материала. Здесь также проводились иногда военные учения , и пасся императорский скот.

Идея организации площади перед достраивающимся пятым Зимним дворцом принадлежит Ф.Растрелли . Он создал первый проект замкнутой придворцовой территории, с колоннадой, окружающей памятник Петру Первому, в центре ее. В 60-е годы 18 века проводится архитектурный конкурс генерального плана застройки города, по итогам которого утверждается архитектурное проектирование А.Квасова по благоустройству Дворцовой площади.


Отталкиваясь от доминанты Зимнего Дворца, в котором прорезаются арочные выходы на площадь, Квасов дал основную геометрическую границу площадного пространства на западе, закруглив ее на северном направлении. Постепенно околодворцовое пространство оформляется строениями Южного павильона Малого Эрмитажа (арх.Фельтена) и Вольного экономического общества (арх. Валлен-Деламота), а также Глазовским домом и особняками А. Ланского и Я. Брюса.

Арки Зимнего дворца

Все эти сооружения распределяются по дугообразной линии намеченной А.Квасовым, окружая Зимний дворец подобием амфитеатра. На образовавшемся площадном пространстве в конце 18 века проходили смены гвардейских караулов и народные гуляния, аналогичные гуляниям при Анне Иоанновне.

В начале 19 века происходит последняя перепланировка площади (арх.А.Модюи ), которая сохранилась до наших дней. Здания напротив Зимнего сносятся и заменяются Главным штабом , состоящим из двух корпусов (арх.К.Росси) , связанных между собой Триумфальной аркой . Это фундаментальное строение - торжественное и монументальное - придало площади логическую завершенность.


Позже строение Экономического общества будет стилизовано под Главный Штаб, а восточную сторону придворцового пространства замкнет Штаб Гвардейского корпуса (арх.А.Брюллов). Довершит общую картину установленная в центре площади Александрийская колонна (арх.О.Монферран ). После окончательного оформления, придворцовая площадь стала местом проведения войсковых смотров и парадных военных шествий.


Эта площадь помнит день Кровавого воскресенья 1905 годаи ночь 1917 года, когда вооруженными матросами был захвачен Зимний дворец. Помнит она и проводимые в советский период парадные и демонстрационные шествия, многотысячные театрализованные представления на социалистическую и другие тематики. Например, в 1924 году бойцы Красной армии выступали здесь в роли шахмат.

Живые шахматы - фото 1924 года

После октябрьских событий 1918 года , когда в залах Главного штаба был убит Урицкий, площадь получила его имя. В том же году в Зимнем садике устанавливается памятник А.Радищеву из гипса, однако, он простоял недолго – опрокинутый ветром, разбился.

В последний период Великой Отечественной войны площадь, как и многие другие петербургские объекты, получает назад свое историческое название. В конце 70-х была проведена реконструкция площади, на которую уложили диабазовую брусчатку. Также установили воссозданные фонарные столбы.

Сегодня территория площади не только место проведения парадных торжеств . Здесь проходят различные городские события – День города , спортивные марафоны , музыкальные концерты, Дни бардовской песни и прочее.

Описание достопримечательностей

Как уже говорилось, все сооружения Дворцовой площади являют собой цельный архитектурный ансамбль , оформившийся в результате труда многих известных архитекторов. Но самой главной достопримечательностью площади, ради которой сюда идут многочисленные туристы, является, конечно же, знаменитый Зимний дворец .

Зимний дворец

Прекрасный памятник архитектурного дворцового зодчества середины 18 века – Зимний Дворец – самая известная достопримечательность Петербурга. Это прекрасный образец русского барокко , выполненный Ф.Растрелли и главный дворец российских императоров, начиная с Екатерины Великой.

Зимний дворец

Русские цари здесь жили , устраивали балы , проводили официальные приемы, решали судьбы России. В интерьерах дворца они старались выразить могущество и героизм страны, показать ее несметные богатства и мастерство отечественных умельцев.


В Зимнем дворце было положено начало знаменитой коллекции Эрмитажа , одной из богатейших в мире, для хранения которой были построены специальные здания, составившие вместе с дворцом единую архитектурную композицию Дворцовой площади и Дворцовой набережной. Это Малый и Новый Эрмитажи, Эрмитажный театр.

Южный павильон Малого Эрмитажа

Сегодня в дворцовых залах можно увидеть и выставочные экспозиции и восстановленные жилые и парадные помещения русских правителей. Залы с воссозданным интерьером, самые известные и красивые, находятся на втором этаже . Это личные покои бывших императриц Александры Федоровны и Марии Александровны, Военная галерея, Гербовый и Петровский залы, Большой Тронный Георгиевский зал и многие другие.


На первом этаже можно посмотреть египетские, месопотамские, скифские и другие редкости, добытые в ходе археологических исследований. На третьем – предметы искусства Византии, стран Ближнего и Дальнего Востока.


Лицом к Зимнему Двору, волнообразным силуэтом из двух крыльев, расположены два корпуса Главного штаба. Местом соединения штабных корпусов стала монументальнейшая Триумфальная арка.

Главный штаб и Триумфальная арка

Корпусное сооружение Главного штаба возведено в 20-х годах 19 века известным архитектурным мастером К.Росси. Как понятно из названия, в этих корпусах размещался военный штаб. Также здесь нашлось место и для военного, финансового и прочих Министерств. Сегодня западная часть здания соответствует своему предназначению, оно отдано в распоряжение Западному военному округу . А территория восточной части с 2013 года поступила в распоряжение Эрмитажа , поместившего туда коллекции модернистов и абстракционистов начала 20 века.

Западное крыло отличается от восточного наличием металлостеклянного купола , сооруженного в самом начале 20 века. Этот купол способствовал естественному освещению находящейся внизу штабной специализированной библиотеки.

Триумфальная арка здания Главного штаба

Знаменитым украшением штабных корпусов является монументальная Триумфальная арка , возведенная к 1828 году. Это не просто проход с Невского проспекта на площадь, но и скульптурный памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года . Триумфальная арка состоит из трех запараллеленных арок, украшенных барельефными рисунками и прекрасной скульптурной группой прославляющей русскую военную славу.


Выразительная композиция триумфальной колесницы , запряженной шестью лошадьми, находящаяся на 36-метровой высоте, выполнена С.Пименовым и В.Демут-Малиновским . Она хорошо просматривается с площади. Прекрасны скульптуры и двух вооруженных воинов в римском одеянии, сдерживающих горячих коней, и крылатой Ники со знаменем в левой руке и с венком из лавра в правой.

Лейтмотив военной славы присутствует и в барельефах и в орнаментах, украшающих арку. Венки с лавровыми листьями и военные трофеи, богини славы с пальмовыми ветками, часовые в античных доспехах, застывшие в приветственной позе – всё максимально выразительно воспевает российскую военную победу.


Довершает тематику победного триумфа над Наполеоном знаменитая Александровская колонна.

Александровская колонна

По центру площади стоит уникальный памятник архитектуры начала 19 века , великое произведение О.Монферрана . Только одним этим памятником он уже увековечил память о себе. Выполненный в лучших триумфальных образцах античности, лаконичный колонный силуэт четко и стремительно взмывает вверх.

Александровская колонна

Александровская колонна или, как называл ее А.С.Пушкин, Александрийский столп , является и памятным увековечиванием победного триумфа войны 1812 года , и памятной стелой Александру Первому , и прославлением героизма российского воинства. Вся атрибутика декоративного убранства пьедестала и колонного завершения наполнена символами Славы и Победы.

Барельеф пьедестала Александровской колонны

Четырехлетняя история создания и водружения 600-тонной колонны достойна отдельного написания, ибо это тоже героизм – героизм творческий и трудовой. Гранитная колонна стоит без специального крепежа, удерживаемая только собственным весом уже почти двести лет, с 1832 года. Александрийский столп выдержал испытания временем, войнами, революциями и сменами режимов.

Сегодня Александровская колонна является одним из известнейших символов города , его визитной карточкой, одной из ключевых достопримечательностей не только Дворцовой площади, но и всего города.

Штаб Гвардейского корпуса

Чуть позже установления Александрийского столпа, вместо бывшего Манежа, восточная окраина площади застраивается штабным зданием для Гвардейского корпуса (арх.А.Брюлов ). Велось это строительство в рамках программы по архитектурному завершению ансамблевого оформления площади.


Гвардейские войска , учрежденные Петром Первым в самом начале 18 века, играли существенную роль в политической жизни России. Хорошо известны полки Семеновский , Преображенский , Измайловский и т.д. На них опиралась правящая династия, они неоднократно помогали российским императорам, и сооружение их Штаба около главной царской резиденции было вполне оправдано.

Классическое здание, расположенное буквой Г, выходит своими фасадами на площадь и на набережную Мойки. Парадный фасад четырехэтажного сооружения, выходящий на площадь, украшен двенадцатиколонным портиком и лепными межоконными барельефами. Строение Гвардейского штаба гармонично вписалось в архитектурный комплекс площади, не перетягивая на себя «одеяло», не выделяясь, а дополняя и завершая архитектурный облик площади с её восточной стороны.

Декор Главного фасада Штаба

Внутреннее убранство Штаба оформлялось с использованием гвардейской атрибутики – это изображения шашек, касок, киверов и прочего, даже стеновые орнаменты напоминали шитье гвардейских воротничков.

В октябрьские дни 1917 года Штаб Гвардейского корпуса был занят штабом Петроградского военного округа, который во главе с Лениным занимался вопросами обороны города. Об этих событиях рассказывает мемориальная доска.

С постройкой Гвардейского штабного корпуса градостроительное оформление Дворцовой площади закончилось, приняв тот финишный вариант , который сегодня видят все туристы. Но к Дворцовой площади относится еще небольшой сквер между Зимним дворцом и Дворцовым проездом, о котором тоже хочется сказать несколько слов.

Зимний сад

После завершения возведения императорского дворца в его зимнем варианте, этот небольшой участок с западной его стороны служил для разведения караулов, он так и назвался - Разводная площадь .


Но к концу 19 века Невский проспект соединяется с Дворцовой набережной новой улицей - Дворцовым проездом , который вскоре стал пользоваться вниманием горожан, и превратился в оживленный городской участок. Шум многолюдного городского проезда был не очень удобен царской семье, покои которой смотрели в сторону Дворцового проезда.


Поэтому было принято решение о создании небольшой буферной зоны в виде сквера между императорской резиденцией и городской улицей. Работы по возведению сада контролировал архитектор Н.Крамской, а непосредственно садовыми посадками занимался Р.Катцер .


Садовая ограда в стиле растреллевского барокко выполнялась архитектором Р.Мельцером . Само по себе это чугунное ограждение было произведением искусства . В узорах чугунной решетки были использованы изображения листьев акантов, вензеля царской фамилии, имперский герб. Ограда замыкалась воротами, украшенными двуглавыми орлами и фонарями, а опорные столбы были украшены вазами . Экспонат ограды был участником всемирной парижской выставки 1900 года , где получил заслуженное Гран-при .


После выставки ограда была установлена на гранитных основаниях в предназначенном ей месте, очертив тем самым территорию Зимнего сада, который к тому времени был засажен деревьями, кустарниками и цветами. В саду был смонтирован и фонтан . Однако царской семье в начале 20 века этим садом особо пользоваться не пришлось. Николай Второй с семейством перебрался в Царское село, а горожан в сад не пускали.

При новой власти, спустя некоторое время, последовавшее за революционными событиями, Зимний сад практически прекратил свое существование - ограду с царскими эмблемами переломали , цветники вытоптали. Была попытка установить гипсовый бюст Радищева на одной из опор ограды, но она оказалась неудачной - бюст упал и разбился.


1 мая 1920 года состоялся исторический «ленинский» субботник , во время которого все оформление Зимнего сада было сметено с лица земли в прямом смысле. Все, что осталось от ограды, опорные столбы, ворота и прочее, в качестве мусора было вывезено с территории Дворцовой площади. Сохранились лишь деревья и неработающий фонтан. Только в первом десятилетии 21 века исторический вид сквера был восстановлен и зеленым островком вошел в каменную композицию Дворцовой площади.

Д ворцовая площадь, без сомнения - сердце Санкт - Петербурга.
Площадь окружают Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна. Её размеры составляют около 8 га и она в четыре раза больше Красной площади.

Первоначальное она называлась "Адмиралтейский луг" (включал также территорию современного Александровского сада, дано по Адмиралтейской верфи). Такое название существовало до 1772 года.

Сохранился любопытный документ от 29 апреля 1743 года, когда императрица Елизавета повелела: «…луг против Зимнего дворца разровнять и засеять овсом ».

До 1760-х годов Адмиралтейский луг служил вспомогательной строительной площадкой императорского Зимнего дворца. В промежутках между перестройками дворца луг использовался для строевых учений воинских частей и выпаса придворного скота.

Современное название "Дворцовая площадь" известно с 1766 года (дано по расположенному рядом Зимнему дворцу, южный фасад которого выходит на площадь).

Проект площади получил замкнутый, обособленный характер. Колоннада не была увязана с планировкой примыкающих частей города. Однако центральная ось площади (север — юг), определённая зодчим, прошедшая через главные ворота дворца, выведенная в Большую Луговую, сохранена во всех последующих проектах и окончательно закреплена К. Росси.


Первоначальный проект 1820 года, вид с Дворцовой площади. Литография К. Беггрова.

Но получилось еще лучше. С высоты 36 м, на вершине строения, широко видная издалека, парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Их сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями.

В повозке стоит крылатая Ника, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини — лавровый венок. Скульптурная композиция раскрывает сущность памятника, символа воинской славы.

В 1837—1843 годах с восточной стороны Дворцовой площади на месте Экзерциргауза (1797—1798, архитектор В. Бренна) по проекту архитектора А. П. Брюллова построено большое здание штаба Гвардейского корпуса.

В 1830—1834 годах в центре площади по проекту архитектора Огюста Монферрана была возведена Александровская колонна (фигура ангела выполнена скульптором Б. И. Орловским).

Как и Триумфальная арка Главного штаба, памятник посвящён победам русского оружия в войне с Наполеоном.


Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра.

17 декабря 1837 года Зимний дворец сгорел... но был отсроен заново. К подару привела расхлябанность слуг. Чувствовался запах дыма - приказали устранить. Оказалось треснула кирпичная кладка одной из труб дворца и ее попросту заткнули мочалкой, а сверху замазали глиной. Мочалка, при случае, естественно, загорелась.. о пожаре у меня есть отдельный пост.

Когда построили последний Зимний дворец, площадь была натуральной помойкой от оставшихся стройматериалов. Царю тогда подсказали удачную мысль - разрешить горожанам брать все, что хотят и площадь очистили за одну ночь.

Внутренние интерьеры Зимнего дворца...

Парад войск на площади.

Извозчики.

Площадь прекрасна и зимой и летом.

С появлением Александринского столпа площадь приобрела современный вид.

В антинаучной среде считается, что есть некоторое сходство Ангела с Александром I, но это не доказано...))))))

Есть легенда, что в советские времена вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так)))

Есть легенда, что Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать. К счастью, ангел устоял...

Здание Эрмитажа.

В октябре 1918 года площадь была переименована в площадь Урицкого (в честь М. С. Урицкого, одного из организаторов штурма Зимнего дворца в 1917 году, председателя Петроградской ЧК, убитого 30 августа 1918 года при входе в здание Главного штаба).


Борис Кустодиев.«Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого» (1921, Русский музей).

"20 июля 1924 года на площади Урицкого (теперь возвращено историческое название Дворцовая) в Ленинграде разыграли партию Красная Армия (чёрные) и Красный флот (белые) Брусчатку расчертили на 64 квадрата, по которым двигались живые фигуры - матросы и пехотинцы, короли со знамёнами, королевы в сарафанах, всадники, артиллеристы с пушками. Об этом я писал -

Перед прорывом блокады Ленинграда, 13 января 1944 года вышло постановление о возвращении 20 исторических наименований, в том числе и Дворцовой площади.

5 батарея Ленинградского высшего артиллерийского училища имени Красного Октября (ЛВАКУ 1984г.). Я в первом ряду, восьмой справа в фуражке надвинутой на глаза))

В 2001 году во время новогодних праздников скульптурная группа на арке Главного штаба загорелась. Она была закрыта лесами, который воспламенились от петарды. Я в это время снимал процесс на видео... потушили ее быстро, но она все равно пострадала. Увы, долгое время ее восстанавливали и стоило это около 10 миллионов рубликов.

Есть тут и свой интересный ракурс, при котором Главный штаб выгляди как стена. Для этого нужно выйти на

Дворцовая площадь в Петербурге (Санкт-Петербург, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Дворцовая площадь - главная площадь Санкт-Петербурга, архитектурный ансамбль которой сформировался во второй половине XVIII - первой половине XIX века. Название площади дал Зимний дворец, южным фасадом выходящий на площадь. На Дворцовой площади проводятся концерты, массовые мероприятия, это самое популярное место в Санкт-Петербурге среди туристов.

Ансамбль Дворцовой площади

Зимний дворец

На площадь выходит главный фасад Зимнего дворца , прорезанный аркой парадного проезда. В ансамбль площади включены также Малый Эрмитаж, трехэтажный корпус которого выходит на Миллионную улицу, и Новый Эрмитаж с портиком, украшенным гигантскими статуями атлантов.

Дворцовая площадь

Главный штаб

Вдоль южной границы площади в 1819-1829 гг. было воздвигнуто дугообразное здание Главного штаба (архитектор К. И. Росси), корпуса которого протянулись на 580 метров. Два крыла связаны между собой Триумфальной аркой, состоящей из трех связанных между собой арок, декорированных барельефами. Арки расположены не строго одна за другой, поэтому если выходить сквозь них на Дворцовую площадь, величие и простор ее будут представать пред взором постепенно. На вершине арки застыла колесница, запряженная шестеркой коней, которыми правят двое воинов в римских доспехах. В повозке стоит величественная богиня Слава с лавровым венком в одной руке и штандартом в другой.

Александровская колонна

В центре площади возвышается Александровская колонна (1830-1834, арх. Огюст Монферран) из гигантского полированного монолита розового гранита высотой 25,6 саженей. На ее вершине установлена фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским. Ансамбль Дворцовой площади не был бы законченным без этого массивного памятника. Колонна и Триумфальная арка Главного штаба посвящены победе России в войне с Наполеоном. Текст на табличке у подножия колонны гласит «Александру I благодарная Россия». Примечательно, что колонна держится на постаменте только за счет собственного веса.

Здание штаба Гвардейского корпуса

В 1837-1843 гг. на востоке площади было построено большое здание штаба Гвардейского корпуса. Перед архитектором А. П. Брюлловым стояла сложная задача - возвести новое строение, которое бы гармонировало одновременно с Главным штабом в стиле классицизма и барочным Зимним дворцом. Четырехэтажное нейтральное здание прекрасно справляется со своей функцией и изящно замыкает ансамбль Дворцовой площади с восточной стороны.