Сколько лет пальмире. Пальмира, Сирия: история и описание древнего города

…В 271 г. Рим торжественно встречал вернувшегося из Сирийского похода триумфатора - императора Аврелиана. Тяжелым маршем шли покрывшие себя славой на полях сражений легионы, под ликование римлян загорелые воины несли захваченные в боях трофеи. А за триумфальной колесницей императора шла в золотых цепях плененная Зенобия - царица легендарной Пальмиры, могущество которой было повергнуто в прах непобедимыми римскими легионами…

Пальмира - древний город в Тадморском оазисе, в сердце Сирии. Название этого города давно уже стало нарицательным (например, «Северной Пальмирой» называли Петербург). Величественные храмы, гробницы и колоннады Пальмиры поражают воображение и соперничают с самыми знаменитыми сооружениями античной Греции и Италии.
Первое упоминание о Пальмире (под именем Тадмор, которое и сейчас носит расположенное близ древних руин арабское селение) встречается в вавилонских клинописных текстах XIX в. до н.э. Потом более тысячи лет об этом городе упоминаний нет. Снова это имя появляется во времена первых ассирийских завоевателей. В ту пору в Тадморском оазисе жили арамеи. Они наряду с арабами и образовали ядро населения Пальмиры.

К I в. нашей эры Пальмира превратилась в крупнейший торговый и культурный центр. Она служила главным звеном в торговле Востока и Запада: здесь, на границе безводной пустыни, кончалась благоустроенная дорога от побережья и начиналась кратчайшая караванная тропа к Евфрату. Здесь останавливались на отдых караваны из Аравии, Персии. Индии и даже из Китая. Разноплеменные торговцы приносили здесь жертвы своим богам. В городе к тому времени существовало множество храмов, посвященных самым различным божествам: Баалу. Хададу, Атаргатис, Иштар, Набо. а также Арсу и Азизу - покровителям караванщиков. Помимо богов, купцы из далеких стран привозили в город самые разнообразные товары. Пальмира быстро богатела, и, расположенная между двумя могучими соперниками - Римом и Парфией - успешно извлекала выгоды из своего транзитного положения.

Богатство города неудержимо притягивало к себе взоры соседей. В 271 г. император Аврелиан выступил в поход против Пальмирского царства. Римские легионы осадили город. На помощь Пальмире выступили племена кочевников-бедуинов, но римляне без труда отбили их натиск. Пальмира капитулировала…
Город умирал долго. После разгрома, устроенного Аврелианом, здесь размешался римский гарнизон. При императоре Диоклетиане, на рубеже III-IV вв. в Пальмире возобновилось строительство. которое, однако, носило в основном военно-оборонительный характер. На огромной площади в 30 000 кв. м раскинулся лагерь римских войск, получивший название лагеря Диоклетиана. Вновь отстроенные оборонительные стены ограждали значительно меньшую, чем ранее, территорию, так как население города к этому времени резко сократилось. Сооружение римского лагеря стало последним этапом в истории города.

При византийцах Пальмира еще существовала как незначительный пограничный пункт, а при арабах она уже пришла в полный упадок. Постепенно пески пустыни занесли остатки былого величия города…
Развалины Пальмиры стали известны только в XVII в. Сначала случайно попавшие сюда купцы и путешественники, а со второй половины XIX в. - научные экспедиции познакомили европейцев с этим вызывавшим удивление и восхищение городом. Раскопки Пальмиры начались в 1920-х гг. и продолжаются до сих пор. Сегодня комплекс руин этого древнего города включен в список Всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

Сохранности построек Пальмиры во многом способствовало их местоположение среди песков пустыни, вдали от больших городов и переместившихся к югу торговых путей. Развалины Пальмиры расположены в котловине между отрогов холмов Джсбель- Хаяне и Джебель-эль-Карр. Город имеет очертания эллипса, протянувшегося с юго- востока на северо-запад. Его длина составляет около двух километров, ширина вдвое меньше. Хорошо сохранились оборонительные стены, в кольце которых расположены главные памятники города. Строительными материалами для городских построек послужили желтый песчаник, белый кристаллизованный известняк и розовый асуанский гранит, привозившийся из Египта.

Ко времени римского завоевания уже сложились два исторических центра Пальмиры: культовый на востоке и торговый на западе. Их связывала древняя караванная дорога. Впоследствии на месте этой дороги была проложена главная улица города, известная под именем Большой колоннады. Это архитектурный символ Пальмиры, сердце древнего города и его главная достопримечательность.

Большая колоннада протянулась с юго- востока на северо-запад, от храма Бела ло так называемого Надгробного храма. Этот великолепный проспект сооружался на протяжении многих десятилетий, а его закладка совпадает с визитом в Пальмиру римского императора Адриана в 129 г. Очевидно, пальмирцы постарались к этому событию украсить свой город.
Обычно центральные магистрали римских городов были идеально прямыми. Большая колоннада Пальмиры стала исключением: сохраняя основное направление, она дважды слегка изгибается. Это объясняется тем, что магистраль следовала за направлением старой караванной дороги и подчинялась уже существовавшей ранее городской планировке.

Общая длина улицы достигает 1100 м, ширина проезжей части - 11 м. По обеим сторонам ее тянулись крытые портики с двумя рядами колонн из золотистого известняка и розового асуанского гранита. Подобные колоннады были типичным украшением римских городов. Но нигде, кроме североафриканского города Тимгада (Тамугади), они не сохранились гак хорошо, как в Пальмире.

Колонны Большой колоннады, включая фундамент и капители, достигают высоты 10 м. Поверхность колонн, особенно в нижней их части, сильно повреждена. Это - результат многовековой работы песка, приносимого ветром из Сирийской пустыни. Местами стройный ряд колонн прерывается красиво вписанными в него полукруглыми арками - они отмечают начало отходивших от Большой колоннады боковых улиц города. Западный участок дороги заканчивается четырехсторонней аркой-тетрапилоном, отмечавшей место пересечения главной улицы с наиболее важными боковыми магистралями. На каждом из четырех углов перекрестка возвышаются установленные на высоких цоколях колонны из розового асуанского гранита, привезенные в Пальмиру из Египта..
Украшением центрального участка Большой колоннады служит монументальная триумфальная арка, построенная около 200 г. Ее скульптурное убранство отличает особая пышность. Далеко не все eго детали сохранились, но и в настоящем своем виде триумфальная арка является одним из наиболее впечатляющих сооружений Пальмиры. Она поставлена с таким расчетом, что через ее пролеты открывается эффектный вид на храм Бела. Последний участок Большой колоннады сворачивал от арки на юг и подводил к входу в это святилище.

Храм Бела (Баала) - местного верховного божества, повелителя неба, грома и молнии, аналога древнегреческого Зевса - был главной святыней города. Это самое большое сооружение Пальмиры. Его постройка завершилась в 32 г. нашей эры. Обширный комплекс некогда состоял из двора, обнесенного оградой, ритуальных бассейнов, алтарей и собственно храма. К входу в святилище вели широкие ступени и пологие пандусы, предназначавшиеся для жертвенных животных. Вход оформляли восьмиколонные пропилеи с традиционными для восточной архитектуры башнями по сторонам.
Руины храма возвышаются посередине почти квадратного, окруженного колоннадами двора. Наряду с элементами греко-римского архитектурного стиля в его облике ощущается влияние восточных традиций: римские архитектурные формы сочетаются с восточной пышностью и грандиозностью. К сожалению, исчезли бронзовые капители, некогда увенчивавшие 20-метровой высоты колонны: руины храма еще в древности не раз подвергались разграблениям. Позднее арабы использовали храм в качестве крепости в борьбе с крестоносцами, и здание сильно пострадало. Однако и сейчас, с полуразрушенной колоннадой, лишенный скульптурного убранства, храм поражает монументальностью и величием облика, совершенством пропорций.

Второй по значению храм Пальмиры посвящен Баалшамину. Это божество почиталось во всей Сирии. Его называли владыкой небес, божеством благодетельным, посылающим дождь. Храм Баалшамина был освящен в 131 г., как начертано на одной из его колонн. Он представляет собой типично римскую постройку, с глубоким шестиколонным портиком, колонны которого некогда украшали статуи. Сравнительно небольшой по размерам, этот храм производит монументальное впечатление благодаря своим массивным формам. Совершенством пропорций, гармонией и особой величественностью он даже превосходит храм Бела. Перед храмом стоял древний алтарь с посвятительной надписью на греческом и арамейском языках.
Святилища Бела и Баалшамика - не единственные культовые постройки в Пальмире. Но только два этих храма сохранились почти полностью и дают ясное представление о пальмирских храмовых постройках.
Вдоль Большой колоннады располагалось множество крупных общественных сооружений. Прямо за триумфальной аркой, слева от колоннады, находится святилище сирийского бога Набо-аналога греческого Аполлона. Прямоугольный храм,-построенный в I в. нашей эры, окружала торжественная колоннада с шестью колоннами на торцовых и двенадцатью - на боковых сторонах. Стены портиков украшали росписи. От этого храма сохранился лишь высокий подиум с лестницей, на котором видны основания колонн.

Напротив храма Набо возвышаются руины огромных терм, сооруженных, как гласит сохранившаяся надпись, Сосианом Гиероклом, наместником Сирии при императоре Диоклетиане. Однако археологи установили, что при Диоклетиане была произведена лишь реконструкция терм, а само здание сооружено на сто лет раньше. Своими размерами и богатством убранства термы Пальмиры не уступали знаменитым римским термам, но сегодня от них уцелели только портик с монолитными колоннами из порфира и прямоугольный бассейн, в который спускались по каменной лестнице. Термы снабжались водой из источника, расположенного к северо-западу от города. Сохранилась часть шедшего оттуда водопровода.
За храмом Набо располагается пальмире — кий театр. Он не такой большой, как другие театры античного времени, но отличается особенной изысканностью в оформлении. С западной стороны к театру примыкают руины пальмирского Сената. Рядом с ним расположен вход на агору- прямоугольную, окруженную портиками площадь, служившую рынком и местом городских собраний. Здесь с особой трибуны ораторы обращались к своим слушателям, сообщали о последних событиях и оглашали указы городской администрации. Отсюда представители Сената, правившего Пальмирой до начала II в., оповещали народ о своих решениях.

Агора окружена различными по величине сооружениями. Одно из них, с массивными стенами и широкими дверями, было, очевидно, караван-сараем. Неподалеку от агоры была найдена огромная плита-стела длиной почти 5 м, относящаяся к 137 г. н.э. - знаменитый «Пальмирский тариф». Стела содержит написанные на греческом и арамейском языках решения сената о налогах и тарифах, которыми облагался город, например, за пользование водой из источника. Эта плита, обнаруженная в 1881 г. русским путешественником Абамелек-Лазаревым. хранится теперь в Государственном Эрмитаже в Петербурге.
Самое позднее из сооружений Пальмиры - лагерь Диоклетиана. В его центре была устроена площадь, на которой ныне возвышаются руины Храма знамен, где когда-то хранились боевые знамена римских легионов. От храма уцелели задняя стена, монументальная лестница в шестнадцать ступеней, нижние части стен и большое число богато орнаментированных блоков, обрамлявших дверные проемы. Надпись над входом сообщает имя строителя лагеря Диоклетиана - Сосиана Гиерокла.

Лагерь Диоклетиана вплотную примыкает к крепостным стенам. За ними начинаются окружающие город холмы, на самом высоком из которых возвышается средневековая арабская крепость Калаат Ибн-Маан. Для постройки ее стен и башен использовались остатки пальмирских зданий. От крепости открывается великолепный вид на развалины древнего города.
На склонах окружающих Пальмиру холмов возвышаются полуразрушенные башни. Это - городской некрополь, где сохранилось множество древних гробниц. Их величественные башни, достигающие 20 м в высоту, придают пейзажу особую торжественность. Подобных погребальных сооружений нет в других районах Сирии. Как установили археологи, самые древние башни в некрополях Пальмиры были воздвигнуты над обширными подземными гробницами - гипогеями. Такие гробницы служили общей усыпальницей многим поколениям одного рода, а иногда даже сдавались внаем.

Развалины Пальмиры с ее колонными улицами, базиликами, алтарями и гробницами. наверное, можно считать классическим образцом древнего города - таким, каким его традиционно рисует воображение: громадные глыбы храмов, обломки погребальных сооружений, поросшие гравой ступени амфитеатров, полуразвалившиеся ионические и коринфские колонны, устремленные в небо, валяющиеся на земле расколотые капители, выщербленные ниши с пьедесталами для скульптур, разбитые барельефы… Время было безжалостно к древнему городу. Долгое время служившие лишь пристанищем шакалов, руины Пальмиры сегодня известны на весь мир и обрели вторую жизнь, став одним из крупнейших туристических центров Ближнего Востока.

Движение исламистов ИСИС продолжает сеять хаос на Ближнем Востоке. Под угрозу исчезновения поставлены великолепные руины бесценного исторического наследия Древнего Рима в Сирии и Леванте.

После уничтожения сокровищ последних уцелевших городов Вавилона Ниневии, Хатры и Нимруда, ИСИС пытается разрушить памятники архитектуры Пальмиры в Сирии.

Пальмира — античный город Сирии с богатой историей

Несколько причин, почему Пальмира является особым историческим местом, включенным в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

1. Пальмира являлась крупным торговым центром греко-римского периода

В течение нескольких веков форт Пальмира в Сирии выполнял задачи важного коммерческого пункта на Ближнем Востоке. Древний город приобрел мировую известность, когда римляне освоили эту местность.

Поселение посреди пустыни, Пальмира имела идеальное географическое расположение. Через город проходили маршруты купцов между на Западе и Парфии на Востоке.
Огромное количество караванов стекалось в Пальмиру, рынки заполнялись разнообразными товарами: от специй до рабов, благовоний и слоновой кости. Собранные за остановку в городе налоги шли на развитие и строительство Пальмиры, в результате чего город стал невероятно богатым.

2. Правителем древнего города Пальмиры была женщина

Древний город долгое время находился под управлением женщины. Зенобия, царица Пальмиры, стала самым известным правителем сирийского города. Ее слава добралась до Рима. Она пыталась выступать против мощной империи и расширить сферу влияния цивилизации. В итоге попытки увенчались неудачей, но ее имя воспевали еще несколько веков.

Даже ее заклятый враг, римский император Аврелиан, признался в Historia Augusta, что царица Пальмиры была достойным соперником.

Когда Аврелиан потребовал капитуляции Зеновии, она ответила, что предпочтет погибнуть, как , которую она считала своим предком.


3. Пальмира: история города и попытки завоевания Марка Антонием

Люди Пальмиры были хорошо осведомлены о новостях Рима и врагов империи — Парфии. Любое государство могло вторгнуться в город.

В 41 г. до н.э. , находясь в отношениях с Клеопатрой, решил разграбить богатейшее поселение на земле — Пальмиру. Он отправил кавалерию грабить город недалеко от Еврафата, находящийся на границе между римлянами и парфянами.

На самом же деле считается, что Антоний просто хотел отомстить Пальмире, занимающей нейтральное положение. Антоний мечтал похвастаться друзьям добычей. Жители предприняли мер для защиты своей жизни. Они перевезли имущество через реку и были готовы стрелять на нападавших. Многие из них были хорошими лучниками.

В результате армия Антония ничего не нашла в городе и не встретив ни одного врага вернулась с пустыми руками, пишет Аппиан.

Историческая ценность руин Пальмиры

Памятники архитектуры города сохранились отлично на протяжении веков. Руины могу многое рассказать о жизни жителей древнего поселения.

Скульптуры Пальмиры по стилю несколько отличаются от римских. Сочетание погребальных рельефов на камне и слияние с культурой Римской империии повлекло создание особенно красивых барельефов.

Среди чудес искусства Пальмиры императора Адриана, храм богини Аллат, храм Баал-Шамин и руины зданий, где оставили исторические следы разные народы древнего мира.

Пальмира - древний город в Центральной Сирии, в оазисе Сирийской пустыни, вблизи от современного населенного пункта Тадмор (Тадмур, Тудмура). Пальмира (Город пальм) - это греческое и латинское наименование. Тадмором его называли арабы еще раньше, когда здесь был поселок, являвшийся крупной стоянкой караванов, пересекавших Сирийскую пустыню, за что он и получил прозвище «невеста пустыни».

История города

Впервые Пальмира упоминается в XIX в. до н. э. как Тадмор в царском архиве Мари - города-государства на берегу реки в Северной Сирии в III-II тыс. до н. э. В надписи 1100 г. до н. э., относящейся к эпохе ассирийского царя Тиглатпаласара I (правил в 1115-1076 гг. до н. э.), она называется Тадмаром. В Ветхом Завете город упоминается под названием Фадмор (3 Цар. 9, 18; 2 Пар 8,4) - как самый восточный город еврейского царя Соломона (правил в 965-928 гг. до н. э.): «И построил он Фадмор в пустыне…»
Библейские тексты утверждают, что Пальмиру основал в X в. до н. э. именно царь Соломон, которому понадобился укрепленный пункт для защиты от арамейцев. Впоследствии город был разрушен царем Нововавилонского царства Навуходоносором II (около 634-562 гг. до н. э.) во время похода на Иерусалим.
Однако город восстал из пепла и сумел достичь наивысшего расцвета в III-I вв. до н. э. Своим подъемом и довольно продолжительным существованием Пальмира обязана выгодному местонахождению на торговых путях, связывавших Восток и Запад, между Средиземным морем на западе и реки Азии Евфрат на востоке.
Здесь находились крупнейшие склады товаров на Ближнем Востоке.
До прихода римлян Пальмира была самоуправляющимся городом. Город покорился римлянам при императоре Тиберии (42 г. до н. э. - 37 г. н. э.). В 129 г. в Пальмире побывал император Адриан (76-138 гг.) и объявил ее civitas libera (свободным городом). Позднее император Каракалла (188-217 гг.) сделал Пальмиру колонией Рима, но при этом освободил от налогов: доход от торговли Рима через Пальмиру с Месопотамией, Скифией, Средней Азией и Южной Аравией с лихвой перекрывал возможные налоговые поступления. Именно в это время в Пальмире были завершены великолепные постройки: дворцы, дороги, колоннады.
Трудности для Пальмиры начались в III в., когда государство Сасанидов (на территории современных Ирака и Ирана) одержало победу над Парфянским царством (южное побережье Каспийского моря). В 227 г. Сасаниды перекрыли торговый путь к Персидскому заливу, и благополучие Пальмиры закончилось. Римляне пытались противостоять напору Сасанидов и установили в Пальмире личное правление семьи Луция Септимия Одената, продлившееся с 260 по 267 гг.
В 267 г. Оденат был убит по приказу Зенобии (240 г. - после 274 гг.) - его второй жены, желавшей сделать наследником своего сына. В действительности от имени малолетнего сына Пальмирой правила сама Зенобия. Римляне отказались признать ее правление, и Зенобия объявила о независимости от Рима. У нее открылся талант полководца: за короткое время она завоевала Сирию, восточную часть Малой Азии и Египет.
Собрав большую армию, римский император Аврелиан (214-275 гг.) разбил войска Зенобии в битвах при Антиохии и Эмесе. Захваченную Пальмиру римляне разрушили, не пощадив никого из жителей. В 274 г. во время триумфального шествия Аврелиана через Рим Зенобию провели по городу в золотых цепях. Впоследствии она скончалась в ссылке, правда комфортабельной: в поместье Тибур (ныне Тиволи) под Римом.
В правление царицы Зенобии Пальмира стала столицей самостоятельного государства, включавшего Сирию, Малую Азию и Египет. Архитектурные ансамбли столичного города отличались внушительными масштабами и были с пышностью украшены множеством скульптур. Раскопки Пальмиры ведутся с 1900 г., раскрыта часть руин античного города с регулярной планировкой и улицами в обрамлении грандиозных коринфских колоннад.
После того как римляне расправились с Пальмирой, она не сумела вернуть прежнее могущество. Некоторое время она оставалась поселком на Страта Диоклетиана - сети римских укреплений, одним из пунктов на мощеной дороге между Дамаском и Евфратом. В 634 г. Пальмиру разрушили почти до основания арабы, а последовавшее затем землетрясение лишь завершило картину окончательной гибели.
Положение Пальмиры между Востоком и Западом отразилось в смешении культур. Например, одеяния на скульптурах Пальмиры восточные, а их глаза очерчены в соответствии с ассирийскими традициями. При этом декоративные элементы соответствуют традициям греческого и римского орнамента. В древней Пальмире говорили на арамейском языке и пользовались двумя видами письменности: монументальной (иероглифическое письмо для надписей на стенах и колоннах) и скорописной (рукописное месопотамское письмо). В 1881 г. русский князь, путешественник и востоковед Семен Абамелек-Лазарев (1857-1916 гг.) обнаружил так называемый «пальмирский пошлинный тариф»: мраморную плиту с надписью на греческом и арамейском языках (250 строк), содержащую таможенный тариф 137 г. н. э., сыгравшую затем большую роль в исследовании арамейского языка. С разрешения местных властей Лазарев вывез ее в Россию, и сегодня она находится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже.
Раскопки Пальмиры открыли древнюю планировку города. Пальмира - один из немногих сохранившихся античных градостроительных комплексов. Главную упицу-декуманус длиной 1100 м и шириной 11 м, протянувшуюся с востока на запад, археологи назвали Большой Колоннадой: первоначально она насчитывала 1500 колонн.
Коринфская колоннада II в. с трехпролетной триумфальной аркой, относящейся к началу III в., соединяла два центра: культовый (с храмом Бэла) на востоке и торговый (с рыночной площадью) на западе. Рыночная площадь была окружена колоннами, на которых устанавливали бюсты знатных горожан: в северной части - военачальников, в южной - чиновников, в западной - торговцев, в восточной - сенаторов.
Южнее колоннады располагались агора (площадь собраний) и здание сената. Особое место занимает так называемый «лагерь Диоклетиана» конца III - начала IV вв., обнесенный высокими стенами, с храмом Знамен.
Самый значимый храмовый комплекс был возведен в честь бога Бэла (вероятно, одного из образов Ваала), которому жители Пальмиры поклонялись как богу неба. Комплекс был завершен к 32 г. и включал двор, окруженный стеной с колоннадами, ритуальные бассейны, алтарь и непосредственно храм, гармонично сочетавший строгость римской архитектуры с восточной пышностью и размахом. Во время раскопок было также обнаружено несколько древних христианских церквей.
В центре Пальмиры стоял театр - постройка II в. - и роскошные термы. В некрополе Пальмиры сохранились нигде более не встречающиеся на Ближнем Востоке башенные гробницы высотой до 20 м и выше, представлявшие собой семейные усыпальницы с массивным цоколем, декоративно оформленным порталом и небольшим балконом. Здесь же находятся подземные скальные склепы - гипогеи. Гробницы и гипогеи богато украшены росписями и скульптурами.
Недавно археологи выяснили, как поддерживал существование этот город с населением в 200 тыс. человек посреди безжизненной пустыни. Была обнаружена сеть каналов и искусственных водоемов, куда собиралась дождевая вода во время редких сезонных гроз, дававших всего 120-150 мм осадков в год.

Общая информация

Древний город на Ближнем Востоке.
Административная принадлежность: Сирийская Арабская Республика.

Столица Пальмирского царства (ныне - поселение Тадмор).
Язык: арамейский (ныне - арабский).
Этнический состав: арамейцы (ныне - арабы).

Религия: языческая - поклонение богу Бэлу (Ваалу), ныне - ислам.

Денежная единица: сирийский фунт.

Цифры

Площадь (в древности): 0,5 км 2 .
Население древней Пальмиры - 200 тыс. чел., ныне в городе Тадмор - 51 323 чел. (2004 г.).
Удаленность: 240 км северо-восточнее города (столицы Сирии).

Климат и погода

Сухой тропический.

Средняя температура января: +8°С.

Средняя температура июля: +32°С.
Среднегодовое количество осадков: около 100 мм.

Относительная влажность воздуха: 60%.

Экономика

Сельское хозяйство: оазисное растениеводство (огороды), животноводство (мелкий рогатый скот).

Традиционные ремесла: ткачество, изделия из металла.
Сфера услуг: туристические, транспортные, гостиничные.

Достопримечательности

Архитектурные

    Храм Бэла (32 г.)

    Башня Ямблиха (конец I в.)

    Главная улица-декуманус (Большая Колоннада)

    Агора (площадь собраний)

    Храм Баалшамина (131 г.)

    Театр (II в.)

    Здание сената

    «Лагерь Диоклетиана» (конец III - начало IV вв.) с храмом Знамен

    Тетрапилон (перекресток)

    Некрополь (Долина гробниц - башенные гробницы и подземные скальные склепы - гипогеи)

    Водопровод и канализация

    Каналы и искусственные водоемы

    Остатки общественных зданий и храмов

Исторические

    Арабская крепость Калаат-аль-Маани (первая половина XVII в.)

Культурные

    Керамические водопроводные и канализационные трубы Пальмиры частично сохранились в хорошем состоянии и вполне пригодны для эксплуатации.

    Согласно одной из древних арабских легенд, Пальмиру создали джинны по приказу самого царя Соломона.

    С середины II в. в Пальмире строили подземные склепы - гипогеи. Самый известный - склеп Трех братьев, построенный братьями Нааманом, Малэ и Саеди. Склеп был рассчитан на 390 захоронений и, несмотря на то что гробницы строили для себя, это было коммерческое предприятие: братья продавали места в гробнице другим семьям.

    Расшифровка «Пальмирского пошлинного тарифа» позволила ученым уточнить географию связей жителей Пальмиры, которые торговали с персами, финикийцами, египтянами и даже индусами.

    Статуи, рельефы, мозаики и росписи Пальмиры хранятся в Национальном музее (Дамаск, Сирия).

    Название Пальмира носят города в США (в штатах Иллинойс, Индиана, Мэн, Миссури, Небраска, Нью-Джерси, Пенсильвания, Юта, Виргиния, Висконсин), атолл в Тихом океане, находящий под юрисдикцией США, город в Австралии, поселок на Украине и город в провинции Гуанакасте, Коста-Рика.

    Северная Пальмира - поэтическое название Петербурга, встречающееся в русской художественной литературе. Придумано придворными льстецами, сравнивавшими Екатерину II Великую (1729-1796 гг.) с Зенобией, а столицу России - с Пальмирой, славившейся богатством, великолепием и красотой архитектуры. Существует предположение, что автор выражения - литератор и издатель Фаддей Булгарин (1789-1859 гг.): это выражение часто встречалось на страницах его газеты «Северная пчела», которую он выпускал с 1825 г.

    Пальмирой также называют вееролистную пальму тропической Азии и гарнитуру шрифта для мелких типографских работ.

Основные моменты

Развалины богатого античного поселения долгое время были одной из самых главных достопримечательностей Сирии, куда ежегодно устремлялись туристы из Европы и Азии, Америки и даже самых отдаленных уголков Тихоокеанского региона, не говоря уже о путешественниках из России из стран СНГ. Многие исторические артефакты настолько хорошо сохранились, что путешествие в Пальмиру по ощущениям было вполне сопоставимо с перемещением во времени. Но в 2011 году популярный туристический маршрут вынужденно закрылся в связи с началом в стране гражданской войны. Правительству едва удалось эвакуировать из города некоторые ценные памятники. Остальное оказалось нетранспортабельным.

Вследствие интенсивных боевых действий сегодняшняя Пальмира уже не та, что была еще несколько лет назад. Архитектурному наследию нанесен огромный урон. Однако радует, что он не является невосполнимым. Государственное агентство Сирийской Арабской Республики по охране памятников официально объявило, что древний город Пальмира будет восстановлен. Работы впереди очень много, включая разминирование территории, что является задачей первостепенной важности. Но никто уже не сомневается в том, что рано или поздно, когда в этой ближневосточной стране установится подлинный мир, хорошо известный и полюбившийся многим туристический маршрут вновь станет доступным для миллионов путешественников.


История

Надпись царицы Зенобии

Первые упоминания о Пальмире восходят к XIX веку до нашей эры. Ее основателем является хурритский царь Тукриша, правивший в северной Месопотамии. В то время город именовался Тадмор. Под этим названием он упоминается в архиве правителей города-государства Мари, существовавшего на побережье Евфрата в III-II тысячелетии до н. э.

В библейских текстах он значится под чуть другим названием – Фадмор. Как утверждается в Ветхом Завете, город в X веке до нашей эры после разрушения ассирийцами заново отстроил не кто иной, как сам царь Соломон, правивший евреями в 965-928 годах до нашей эры. Город-оазис стал самым восточным населенным пунктом в его владениях. Согласно одному преданию, при строительстве были задействованы не люди, а… джинны.

Пальмирское царство на карте Римской империи III века

Место для будущего поселения, которое поначалу служило перевалочным пунктом для шедших через Сирийскую пустыню караванов, было выбрано не случайно. Впоследствии здесь стали пролегать крупные торговые пути, что уже к I веку н. э. позволило Пальмире стать крупным экономическим и культурным центром региона. В 260 году на необъятной территории Римской империи возникло сепаратистское Пальмирское царство со столицей в Пальмире. Это стало возможным благодаря охватившему огромное государство кризису. Самой известной его правительницей была царица Зенобия – женщина необыкновенной красоты, образованная, честолюбивая и очень властная. Она даже объявила об отделении от Рима, но вскоре верные ей отряды были разбиты, а саму ее взяли в плен.

Аврелиан в образе Гелиоса побеждает Пальмирское царство

Такой стремительный рост богатства и влияния не остался незамеченным ни недоброжелателями, ни врагами. Одним из них стал римский император Аврелиан, который в 271 году решил покорить город. Местные защитники ничего, кроме своей отваги, не смогли противопоставить натиску римских легионеров. Пальмира сдалась на милость победителю.

До иноземного нашествия Пальмира была цветущим оазисом. Римляне разграбили ее богатства и разместили здесь свой гарнизон. В III-IV веках они продолжали обустраивать захваченные районы, однако возводимые ими новые сооружения носили сугубо оборонительный характер. Медленно, но верно Пальмира превращалась в обнесенный стенами лагерь, занимая уже территорию меньшую, чем изначально сам город. Население резко пошло на убыль. А когда сюда пришли византийцы, был оборудован пограничный пункт. После них местность в 634 году перешла во владение арабов, которые довели «город пальм» до полного уничтожения. Свое дело сделали и песчаные бури. Со временем они нагнали сюда много песка, который, наслоившись сверху, скрыл руины Пальмиры под собой.

Новое освоение Пальмиры


Вот так бесславно закончилась история никогда процветавшего древнего города. И кто знает, может о нем никогда бы не вспомнили, если бы не английские купцы, открывшие в 1678 году Пальмиру для европейцев. Тем самым интерес к античному Тадмору вспыхнул с новой силой. Позже его окрестности стали осваивать местные жители, выстроившие здесь свои лачуги. К историческому наследию они отнеслись не очень бережно: древние постройки ими были частично разрушены, частично разграблены. С распадом Османской империи, последовавшим после Первой мировой войны, территория нынешней Сирии перешла под французскую оккупацию. Новые власти снесли убогие хижины местных жителей и решили Пальмиру восстанавливать и реставрировать.

Сады Пальмиры

Среди первооткрывателей также значатся итальянский путешественник Пьетро Делла Балле, случайно наткнувшийся на руины античного города, и английский пастор Галифакс, заинтересовавшийся по приезду в 1692 году пальмирскими письменами. Он даже скопировал обнаруженные записи, но самостоятельно расшифровать их не смог. Немногим ранее, в 1678 году, его однофамилец, крупный английский коммерсант Галифакс, случайно вышел на участок развалин Пальмиры в одном из самых труднодоступных мест. Исследование, однако, было отложено до лучших времен: вплотную их изучением занялись Джеймс Докинс и Роберт Вуд лишь в 1751-1753 годах. Собственно же археологические раскопки стартовали только в конце XIX века, и продолжались вплоть до начала гражданской войны в Сирии. В 2008 году археологи обнаружили фундамент крупнейшего в стране храма, размеры которого составляли 47 на 27 метров.


В раскопках Пальмиры принимал участие выдающийся русский историк искусства и античности, археолог Борис Владимирович Фармаковский (1870-1928). В своих воспоминаниях он отмечал, что сосредоточенные здесь величественные памятники, хотя и отрезанные от остального мира песчаными дюнами, всегда будоражили умы не только ученых, но и всех ценителей прекрасного, представляясь чем-то сказочно великолепным. Наш соотечественник признавал, что Пальмира являла собой выдающийся культурный центр Древнего Востока. Искусство, отмечал он, было одной из существенных потребностей местного населения, которое любило его и преклонялось перед его создателями.

Что представляют собой развалины Пальмиры? Они прилегают у подножий нескольких холмов и простираются с юго-востока на северо-запад примерно на 3 километра, включают в себя остатки сооружений, принадлежащих к разным историческим периодам. В архитектуре одних – например, позднеантичной эпохи – превалирует коринфский ордер. Заметным сооружением в пространстве, занимаемом руинами, является величественный Храм солнца или Ваала (Гелиоса), длина которого – 55, а ширина – 29 метров, оснащенный 16 колоннами в каждом длинном фасе и 8 – в каждом коротком. Сохранились разбитый на кассетоны свод храма и лепная орнаментация стен и фризов, изготовленная из плодов и листьев. Напротив храма, если смотреть с северо-запада, стояли входные ворота, по архитектуре и дизайну очень похожие на Триумфальную арку Константина в Риме (на них подробнее мы остановимся чуть ниже).

Западнее от Ваала (Гелиоса) обнаружены остатки других религиозных сооружений – храмов и алтарей, а также колоннад, дворцов и акведуков. В небольшой долине за развалинами городской стены, построенной, по-видимому, во времена императора Юстиниана, сохранился внушительный по площади античный некрополь. Он состоит из многочисленных погребальных пещер и фамильных усыпальниц в виде башен, сложенных из больших тесаных камней (всего таких семейных склепов насчитали 60). На вершине одного из холмов, что находится по соседству, стоит замок, построенный арабами.

Достопримечательности

Самой узнаваемой достопримечательностью Пальмиры является Триумфальная арка. Высота её главного свода составляет 20 метров. Она была украшена скульптурами голов львов с открытой пастью и выполненной из разного камня резьбой. Именно этот выдающийся памятник архитектуры, построенный во II веке нашей эры в правление императора Септимия Севера, изображали на обложке старого советского учебника «История древнего мира» для 5 класса.

Будучи настоящим произведением искусства, арка изначально триумфальной не именовалась. Это название ей дали европейцы, привыкшие, что такие монументальные сооружения возводятся обычно в ознаменование крупных военных побед. Но в этом случае они ошиблись. Пальмирские зодчие постройкой двойных ворот решили другую задачу: соорудив их под углом, они как бы спрямили одну из главных улиц города, визуально скрыв ее излом.

О самой улице, которая тянется на 1,1 км от Триумфальной арки через весь город, следует упомянуть отдельно. Она разделена на три продольные полосы. Две узкие боковые предназначались для пешеходов, а широкая средняя часть – для проезда конных экипажей и всадников. Роль «разделителей» на трассе выполняли четыре ряда 17-метровых колонн. Всего их было полторы тысячи, то есть в каждом ряду по 375. Центральная улица играла роль главной торговой магистрали, за самими же колоннами находились лавки, склады с товаром и жилые дома Пальмиры.

Что ни говори, торговля была и сердцем, и кровеносной системой античного города: остановись она – остановилась бы сама жизнь, которая здесь кипела и бурлила. В этом смысле Пальмиру можно сравнить с любым современным мегаполисом, в том числе и столичным. Роль рынка и одновременно места для собраний играла торговая площадь Агора, имевшая форму прямоугольника и окруженная портиками. Здесь же стояла трибуна, служившая своеобразным местным СМИ: с нее выступали представители Сената, разглашавшие народу свои указы, и ораторы, сообщавшие о последних событиях в городе. О развитой экономике свидетельствует и находка, известная как «Пальмирский тариф» – свод таможенных правил на местном языке, представлявшем собой суржик греческого и арамейского. Эту стелу с письменами нашли как раз рядом с площадью. Ныне она хранится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург).


Еще одна величественная конструкция, очень хорошо сохранившаяся среди руин – это архитектурный комплекс Тетрапилон, считающийся самым красивым сооружением античного поселения. Представляет собой четыре монументальных основания, на каждом – по четыре колонны, увенчанные в свою очередь плоской каменной платформой. Высота колонн достигает 17 метров, всего их шестнадцать и они вытесаны из камня – все, кроме одной, изготовленной из розового мрамора. Каменные платформы «при жизни» Пальмиры были украшены статуями, однако до наших дней они не дошли. Но и без них Тетрапилон выглядит очень впечатляюще, приводя в восторг не только туристов, но и специалистов-архитекторов.

В самом оживленном квартале, несколько в стороне от упомянутой улицы Больших колоннад, находился театр древнеримской эпохи, характерная особенность которого – ступенчатые каменные скамьи. Он примыкал к зданию Сената, и оба сооружения окружали портики в ионическом стиле, украшенные изваяниями не только римских, но и местных полководцев, чиновничьей знати, выдающихся деятелей искусства. Театр сохранился благодаря… своей заброшенности. В свое время его полностью завалило песком, который вычистили только в 1952 году. Он-то и защитил сооружение от разрушительных внешних воздействий. Правда, реставраторы, по утверждению многих экспертов, несколько перестарались. В решении придать театру более зрелищный вид, они добавили в ландшафт некоторые детали, которые для такого рода построек II века н. э. не были характерны.


Древнеримский амфитеатр в Пальмире

Древняя Пальмира была городом многоликим, многоязычным и, как сказали бы сейчас, многоконфессиональным. Сюда стекались представители самых разных народов необъятной Римской империи, жившие друг с другом в мире и согласии. Каждая этническая группа принесла с собой веру в своих богов, построив для поклонения им множество храмов. В этом смысле население города являло образец религиозной толерантности и просто человеческой терпимости, которых так не хватает во многих горячих точках современного мира, в особенности на Ближнем Востоке.


Храм Бэла (или Бела) по праву считают самым величественным среди местных культовых сооружений. Он был возведен в 32 году н. э. в честь бога неба, отождествляемого с Юпитером, верховным божеством римлян. Руины святыни, в ступени которой упирается улица Больших колоннад, неплохо сохранилась. Впечатляют размеры главного зала: 200 кв. метров. С ним соседствуют две ниши. В правой нише находился сам Бэл в виде золотой статуи, над которым прямо на потолке была установлена каменная роза. Она сохранилась до наших дней, чего не скажешь о самом изваянии главного бога Древней Месопотамии.



Левая ниша имеет вид шатра, свод которого украшен изображением Юпитера в окружении семи известных в то время планет Солнечной системы и двенадцати знаков зодиака. В этой части храма, впитавшего в себя черты и античного, и сирийского зодчества, стояли скульптуры Бэла и еще двух богов так называемой пальмирской триады – Ярихбола и Аглибола. В древнем городе также имелись храмы, посвященные богам Иштару и Зевсу, Азизу, Набо и Арсу, богине Аллат. И все эти религиозные культы удивительным образом «уживались» в одном городе. Очень удобно было наведывавшимся в Пальмиру иноземным караванщикам. Каждый находил храм «своего» божества, в который свободно мог зайти и попросить покровительства.

Пальмира: день сегодняшний

Этот город подобно жемчужине украшал собой пустыню на протяжении многих веков. Он знавал периоды взлетов и падений, побед и поражений, но впоследствии был разрушен, разграблен и предан забвению. Однако его прошлое было настолько величественным, что не могло исчезнуть бесследно. Архитектурные памятники, обнаруженные на территории древней Пальмиры, дают нам возможность представить, как выглядели две тысячи лет назад населенные пункты могущественной Римской империи. Гуляя по его улочкам, рассматривая арки, храмы и другие сооружения, туристы давали волю фантазии. Воображение рисовало насыщенную жизнь великолепного «города пальм» в дни его расцвета.

Так было вплоть до 2012 года. Сегодня из-за войны в Сирии руинами одного из выдающихся центров поздней античности можно любоваться только по фотографиям и видеосюжетам. Да и то они не отражают современное состояние этого музея под открытым небом. После того, как в 2015 году Пальмиру захватила террористическая организация «Исламское государство» (ИГИЛ) и присоединила к своему псевдохалифату, боевики начали надругаться над достопримечательностями древней цивилизации.



Весь мир с содроганием и возмущением следил за тем, как они, прикрываясь знаменем ислама, грабили, взрывали и разрушали бесценную сокровищницу, включенную ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Сначала они снесли статую Лев Аллат, на которой царь зверей охраняет газель (композиция украшала храм древнеарабской богини Аллат). Затем они взорвали храм Баалшамина. Следующей жертвой стал 82-летний Халед аль-Асаад, известный сирийский археолог, который был главным хранителем Пальмиры и одним из ведущих исследователей античного комплекса. Фанатики сначала пленили его, а потом, обвинив в изучении языческих «идолов» и научном сотрудничестве с «неверными», публично обезглавили. Тело ученого оставили на главной площади Пальмиры.

Пальмира и крепость Калаат ибн Маан

Исламисты также взорвали храм Бэла и разрушили в Долине гробниц три погребальные башни, сохранившиеся лучше других (они были созданы еще в период Рима и предназначались для семей местной знати). В прошедшем времени, как ни прискорбно, приходится говорить и о Триумфальной арке, символе Пальмиры и всей античной Сирии. Боевики ее тоже взорвали – показательно на весь мир. Спутниковые снимки подтвердили факт этих вопиющих преступлений против бесценного наследия человеческой цивилизации. Между тем террористы уничтожают далеко не всё. Вряд ли это можно объяснить внезапно проснувшейся в них снисходительностью. Специалисты не сомневаются, что много артефактов в целости и сохранности переправлялось на черный рынок и попадало в частные коллекции, а вырученные валютные средства, и немалые, оседали в казне ИГИЛ.

Погребальные башни в Долине гробниц

Противодействовать средневековому варварству долгое время никто не мог, пока сирийская армия при поддержке Воздушно-Космических Сил РФ не перешла в решительное наступление на позиции боевиков. Штурм Пальмиры начался 23 марта 2016 года и тот же день верные президенту Башару Асаду подразделения освободили его историческую часть. 25 марта правительственные войска очистили от террористов исторический замок Фахр ад-Дина, Долину некрополя и расположенные в северо-западной части города крепость, квартал ресторанов и отельный комплекс «Семирамис».

Бандиты, отступая, оказывали ожесточенное сопротивление. 26 марта сирийские войска сорвали с замка черный флаг «Исламского государства» и демонстративно сожгли его. 27 марта античный город был полностью очищен от жестоких фанатиков. Саперы сразу же начали разминирование улиц и домов. 28 марта в 15:00 по местному времени в центре Пальмиры был торжественно поднят государственный флаг Сирийской Арабской Республики.

Перспективы восстановления Пальмиры

Как заявляет правительственное агентство по охране памятников, восстановление Пальмиры будет включать три этапа. На первом позаботятся о сохранности неустойчивых построек, чтобы они окончательно не рухнули, на втором отреставрируют большинство памятников, а на третьем заново отстроят разрушенные исламистами храмы богов Бэла и Баалшамина. Работы стартовали уже в апреле 2016 года.

По оценке Маамуна Абд аль-Карима, главы Департамента музеев и древностей Сирии, восстановление города займет до пяти лет. Оптимизм вселяет тот факт, что порядка 80% древних сооружений серьезно не пострадали.

Российская сторона, активно участвовавшая в освобождении Пальмиры, окажет помощь и в разминировании города.

Согласно распоряжению Владимира Путина, сюда направлены специалисты Международного противоминного центра Вооруженных Сил РФ. Не останется наша страна и в стороне от восстановительных работ. В реставрации пальмирских памятников старины будет задействован Государственный Эрмитаж.

Открытие Пальмиры история приписывает итальянцу Пьетро делла Валле. Долго, с большим трудом добирались до Пальмиры путешественники в XVII столетии, но, когда они возвратились в Европу, им попросту не поверили: город в сирийской пустыне? Разве такое возможно?

Однако спустя столетие художник Вуд привез в Англию рисунки, сделанные в Пальмире. Самую любопытную находку того времени сделал, петербуржец С.С. Абамелек-Лазарев. Он нашел и опубликовал греко-арамейскую надпись с подробным изложением таможенных правил (так называемый «Пальмирский тариф»). В наши дни этот документ хранится в Эрмитаже.

В древности местные жители называли (впрочем, и сейчас называют) Пальмиру «Тадмор». Переводится это слово как «быть чудесным, прекрасным». Красота Пальмиры тихая, естественная, город как бы продолжает окружающую природу. Из желтого песка долины, обрамленной лиловыми холмами, поднимаются колонны с капителями – кудрявыми, словно кроны пальм.

На золотистых, нагретых солнцем стенах высечены виноградные листья и гроздья, верблюды, орлы. До наших времен Пальмира сохранилась неперестроенной, поздние наслоения ее не заслоняют.

В истории существует множество удивительных парадоксов: Помпеи, к примеру, сохранила нам вулканическая лава, а Пальмиру – человеческое забвение. Она была заброшена людьми и позабыта.

А некогда все начиналось с Эфки – подземного источника с тепловатой водой, отдающей серой. Отчаянные путешественники, странники, купцы устраивали тут привал, поили усталых верблюдов, коней и ослов, разбивали на ночь шатры. С течением времени здесь вырос что-то вроде перевалочного пункта – бойкий перекресток купли-продажи. После он превратился в город таможен, постоялых дворов и харчевен, город менял, торговцев, разносчиков, коновалов, бродяг, воинов, жрецов самых различных религий, лекарей, беглых невольников, мастеров всех профессий.


Там продавали рабов и рабынь из Египта и Малой Азии. Высоко ценилась шерсть, крашенная пурпуром; купцы, расхваливая свой товар, утверждая, что по сравнению с пальмирскими другие пурпурные ткани выглядят блекло, будто посыпанные пеплом. Из Аравии и Индии завозили пряности и ароматные вещества. Постоянно был спрос на вино, соль, одежду, сбрую, обувь.

Под сводами Триумфальной арки совершались сделки, стоял многоязычный гул, но Триумфальной она была названа европейцами. В их представлениях арки и ворота ставят для прославления громких военных побед и в честь великих полководцев. Но пальмирские зодчие решили другую задачу: двойные ворота арки поставили под углом и как бы скрадывали излом улицы, спрямляли ее.

До наших дней сохранился второй важный перекресток города – Тетрапилон. Он сооружен из гранитных монолитов на четырех огромных пьедесталах. Тут также вовсю торговали, каменные перекрытия лавок сохранились до сегодняшнего времени.

В городе было много храмов. Жители Пальмиры были многоязычным народом, скитальцы пустыни, они не желали подчиняться одному богу. В своих религиозных ритуалах они более часто поминали Бэла – бога неба, ему посвящен один из самых интересных храмов на Ближнем Востоке (прообраз Баальбека). Храм выделялся из всех городских строений, имел центральный зал площадью в 200 м². Вот тогда-то и разлетелась по Древнему Востоку слава о красоте и совершенстве Пальмиры.

В храм вели три входа, украшенные позолоченными панелями. Сейчас их заменили дощатые ворота, через которые туристы попадают в святилище. Разбитую плиту венчают драконьи зубцы, что придает святилищу грозный вид. Сохранился особенный вход, который сделали для обреченных на заклание верблюдов, быков и козлов, а также сток для крови – бог Бэл требовал жертв.

В Пальмире был возведен храм в честь бога Набо – сына Мардука, повелителя вавилонского неба. Набо ведал судьбами смертных и был посыльным у богов разноплеменного пальмирского пантеона. Выходец из Месопотамии, он уживался с финикийским Баальшамином, арабской Аллат и олимпийским Зевсом.

От храма Набо сохранился только фундамент, от храма Аллат – одни двери, зато храм Баальшамина (финикийского бога грома и плодородия) высится и по сей день.

А повседневными делами Пальмиры ведали вожди, жрецы, богатые купцы, заседавшие в Сенате. Их решения утверждались губернатором, назначаемым из Рима. Император Адриан, посетивший Пальмиру, дал городу некую самостоятельность – отозвав губернатора, снизив налоги, власть передал местному вождю.

Постепенно, с течением времени Пальмира превратилась в один из самых процветающих городов Ближнего Востока. Так же как и в Риме, там устраивали гладиаторские бои, юноши сражались с дикими зверями. Франтихи из высших слоев общества одевались по последней римской моде, а то и опережали ее. Детей называли римскими именами, нередко в сочетании с пальмирскими.

Древние пальмирцы любили ставить памятники друг другу. Почти все колонны Большой колоннады, храмов и общественные здания имеют посередине каменные полочки, на них стояли скульптурные изображения знатных и уважаемых людей. Некогда колонны Агары (пальмирский форум, окруженный портиками и уставленный бюстами) держали около 200 таких изображений.

Постепенно пальмирские вожди перестали слушать Сенат, начали проводить свою политику. Правитель Пальмиры Оденат разгромил войска самого персидского царя, но он хорошо понимал, что любая его попытка возвыситься вызовет в Риме страх и озлобление. Но вне зависимости от его воли и Пальмира, и он сам приобретали все большее влияние на Ближнем Востоке.

Тогда Рим прибег (как это довольно часто бывает) к проверенному средству – физическому устранению человека. Римские власти страны Сури в 267 г. (или в 266) пригласили Одената для обсуждения текущих дел в Эмессу (современный город Хомс). И там во время встречи он вместе со старшим сыном Геродианом пал от руки своего племянника Меона.

Согласно другим историческим сведениям, в убийстве Одената приняла участие его жена Зенобия, которая была мачехой Геродиану. Она якобы хотела устранить их обоих, чтобы расчистить дорогу к власти своему малолетнему сыну Вабаллату. Фактически же энергичная вдова правила самостоятельно. С ее именем связывают громкую славу Пальмиры, расширение границ государства. Она переносила тяготы военных походов не хуже любого из своих солдат.

На местном языке имя Зенобия звучало как Бат-Зобби. В переводе на русский это – дочь купца, торговца. Она была очень красивая женщина, это видно даже на монетах, сохранивших ее образ. «Матовая, смуглая кожа и черные удивительной красоты глаза, взгляд живой с божественным блеском. Она одевалась в роскошные наряды, умела носить военные доспехи и оружие».

Согласно свидетельствам древних летописцев, Зенобия была образованная женщина, ценила ученых, благожелательно относилась к философам и мудрецам.

Римский император Галлиен надеялся, что второй сын Одената не сможет по малолетству управлять Пальмирой. Но он не учел, что вдова, красавица Зенобия, умнейшая и образованнейшая женщина, была готова заниматься государственной деятельностью. Ее учитель, известный философ-сириец Кассий Лонгин из Эмессы, посоветовал ей возвести на престол Вабаллата и стать при нем регентшей. Она с большой осторожностью дожидалась часа изгнания римских легионов с Ближнего Востока, чтобы навеки утвердить в царстве, которое она создаст, власть своей династии.

До поры до времени Зенобия хорошо скрывала свои намерения в надежде, что ее сыну позволят унаследовать трон отца. Однако Рим остерегался усиления окраин и сохранил за правителем Пальмиры только титул вассального царька. И тогда Зенобия объявила войну могущественному Риму.

Римляне были уверены, что пальмирские войска не пойдут в бой под командованием женщины. И очень просчитались. Военачальники Заббей и Забда присягнули на верность Зенобии. Перешедшая на ее сторону армия в скором времени овладела Сирией, Палестиной, Египтом, а на севере достигла проливов Босфор и Дарданеллы.

Военные победы Зенобии встревожили Рим. Император Луций Домиций Аврелиан решил выступить против ее армии. После поражения при Хомсе, Зенобия надеялась отсидеться в Пальмире, но выдержать продолжительную осаду не удалось.

Оставалось лишь вывезти все богатства города и отступить за Евфрат – а там будет спасительной ширина реки и меткость прославленных пальмирских лучников. Однако конница Аврелиана шла по пятам, и у самой реки Зенобию взяли в плен. Пальмира пала.

Это было XVII столетий назад. Дальнейшая судьба Зенобии таинственна и порождает множество догадок и предположений: будто своевольную царицу убили, будто ее в золотых цепях провели по Риму, будто выдали замуж за римского сенатора и она прожила до самой старости.

Взяв Пальмиру, римские войска сбили статую Зенобии, но город не стали трогать. При императоре Диоклетиане там даже возобновили строительство: резиденция Зенобии была превращена в римский военный лагерь, там расширили казармы, улучшили водопровод, возвели христианскую базилику.

Несколько раз пальмирцы поднимали восстание за независимость, однако неудачно. Со временем городская знать покинула город, лишенные связей с Востоком ушли купцы, а вслед за ними без дела остались водители караванов, чиновники, искуснейшие ремесленники. И Пальмира стала чахнуть, превратилась в заурядный пограничный пост, место ссылок…

Арабы взяли ее без боя, горожане даже не смогли оказать сопротивления. После на долгие годы пришли турки, которые сами не имели понятия о культуре подвластных им народов и другим не давали ее изучать.

…Пальмиру пришлось открывать заново. В ХХ столетии ею заинтересовались всерьез. Постепенно возрастал интерес России к Пальмире. Русский археологический институт в Константинополе отправил экспедицию, исследователи сделали множество фотографий, рисунков, схем, планов, топографических карт города. Основываясь на этих материалах профессор Ф.Успенский издал потом обстоятельный труд.

Другим русским ученым, внесшим вклад в изучение истории и культуры Пальмиры, был Б.Фармаковский.

В последнее время стали известны фрески пещеры Мегарет Абу-Сахель. Эта пещера служила в древние времена, как и римские катакомбы, местом для погребения умерших. В росписи пещеры в основном присутствуют эллинистические мотивы: там сюжеты из греческой мифологии – похищение Ганимеда орлом Зевса, Ахилл среди дочерей Ликомеда, крылатая богиня победы Ника. Все они украшают простенки между отдельными погребальными камерами. Тут же перед нами проходит целая галерея жителей Пальмиры. Портреты в медальонах сделаны тщательней, чем остальные росписи катакомбы. Число лиц на медальонах – 9, все они примерно одного возраста.

Среди портретов встречаются лишь два женских – на пилястрах, которые образуют вход в комнату, расписанную фресками. Их изображения сделаны в натуральную величину…

У входа в пещеру стоят два пилястра, и на них вверху изображены разводы винограда, фигуры животных, меч, два гвоздя, воткнутые в центр круга. По обе стороны от круга видно две птицы, а в нижней части круга находятся петух, змея, тарантул и два скорпиона. Круг обозначал дурной глаз, на который нападают эти животные, чтобы лишить его силы.

Возвышающиеся в пустыне колоннады легендарной древней Пальмиры манят к себе путешественников, которые с удивлением открывают для себя две соседствующие Пальмиры – два Тадмора. Одна из них – древняя, другая – новая, молодая. В одной из них уже давно не проживают люди, она стала вечным музеем, в другой с 1928 г. начали селиться бедуины, бедный народ. Именно в этом году сирийское правительство издало закон о строительстве новой Пальмиры.

Город начали благоустраивать, построили новые улицы, провели электричество. Трудолюбивые жители заложили там пальмовые рощи, сады, огороды, вспахали поля, развели скот. По традиции пальмирцы занимаются торговлей, ткут ковры, платки, шьют национальные одежды и продают все это туристам. Новая Пальмира не конкурирует с древней, потому как сама является ее продолжением.

Н.Ионина