Форт шанц в первой мировой. Западный котлин и форт "шанец"

История строительства крепости Кронштадт - это история почти двух веков развития и совершенствования русской фортификации. Развивалась наша отечественная фортификация теми же путями, что и европейская. Правда общие тенденции развития у российской фортификации с крепостным строительством так называемой варварской Европы - т.е. европейских земель, которые не были завоеваны Римской империей. Начиналась и русская, и варварско-европейская фортификация с частоколов из бревен с заостренными концами поверх земляного вала. Римляне же свои крепости сооружали сразу из камня. К Средним векам разницы между крепостями бывших варваров и бывших цивильных народов уже никакой не осталось. Средневековые русские кремли и замки Европы того же времени отличаются лишь архитектурным стилем. Устройство крепости и суть ее обороны и в Европе, и в России были одинаковыми. Эта родственность европейских и российских крепостей доказывается и общими терминами в учебниках по военно-фортификационному делу, и одинаковыми названиями отдельных фортификационных сооружений. Так немецкое слово "schanze" обозначает отдельное полевое укрепление. Такое укрепление появилось в середине западной косы острова Котлин еще в 1706 г. Представляло оно из себя земляной редут. В начале XIX в на южном побережье Котлинской косы была построена дерево-земляная батарея. К 60-м годам XIX в на косе острова Котлин и на искусственных островах было построено аж 12 дерево-земляных батарей. К старому редуту петровских времен был добавлен редут для пехоты "Михаил" В самом конце XIX в появление на вооружении у многих стран фугасной артиллерии вынудило российских инженеров опять взяться за переустройство самой важной крепости империи. Тогда на северном и южном берегах Котлинской косы было построено из бетона в земляной обваловке по пушечной батарее, а между ними, на месте старого петровского редута сооружена мортирная батарея с хорошо укрепленным командно-наблюдательным пунктом. Эти сооружения и видит сейчас забредший сюда турист или любящий прогулки по мрачным казематам и потернам местный житель.
youtube.com/watch?v=KiyvpxOGU…
Северную батарею, которая, увы, недоступна, т.к. ее занимает действующая воинская часть, назвали "Александр-шанец", а южную - "Николай-шанец". Суть этих укреплений та же, что и у других фортов Кронштадта - бетонные орудийные дворики, разделяемые двухэтажными казематами. В нижнем каземате склад боеприпасов и подъемный механизм в шахте, с помощью которого снаряды подавались в верхний каземат, который занимали помещение для мобильного боезапаса и укрытие для орудийного расчета. Из верхнего каземата снаряды подавались непосредственно в орудийный дворик, к орудию.



Все сооружения форта "Шанец" (пушечные батареи по флангам и мортирная между ними) соединены общим земляным валом.

На левом фланге форта, между мортирной батареей и "Николай-шанцем" находился весьма внушительный по размерам пороховой погреб.

Перед земляным валом со стороны возможного неприятеля прорыт ров в виде заросшего сейчас кувшинками канала.

Пушечная батарея "Николай-шанец" держала под обстрелом южный фарватер крепости Кронштадт, идущий в С-Петербург. Ее верхние казематы для дополнительной защиты были обшиты железной броней.

Спустившись с ее крутого бруствера, можно выйти на пляж ЮБК Неизвестный Кронштадт. Прогулка по ЮБК . В виде небольшой башенки на горизонте отсюда неплохо виден Толбухин маяк, встречающий все суда, направляющиеся в С-Петербург и Кронштадт.

Это один из старейших маяков России. Он сооружен в 1719 г. и до сих пор исправно выполняет свою функцию.
Форты же Кронштадта свою функцию по защите сперва столицы империи, затем второго по значению города СССР с успехом выполнили. Ни город в дельте Невы, ни крепость на острове в Финском заливе, бдительно его защищающая, никогда с момента своего основания не были захвачены неприятелем. Мало какой город на Земле может похвастаться этим.

Если взглянуть на карту, то Кронштадт вместе с достроенной дамбой сейчас напоминает стрелу, нацеленную в сторону востока. На самом острие - форт Риф, занятый военными, а форт Шанц в полутора километрах ближе к западу.


Для того, чтобы попасть на форт, съезжаем с КАДа по указателю на Кронштадт, а затем разворачиваемся на 180 градусов и, минуя Кронштадтское кладбище и огородики с парниками, едем, пока не упираемся в мощный земляной вал с аркой. Это и есть форт Шанц. Остров в этой части совсем узкий, низинный, поросший в основном ольшаником, в меру замусоренный и захламленный. Летом тут, наверное, комаров немерено.

Шанц перекрывает остров поперек, с юга на север, в одной части находится какая-то радиолокационная часть, а вторая доступна и переживает не лучшие времена. Народу в погожий воскресный день было достаточно много: снизу пикникующие, сверху интересующиеся.

На территории форта построены специальные приспособы для игры в пейнтбол..

Также Шанц используют подо всяческие фестивали, выпускные. Вроде бы и хорошо, что не для боевой обороны, но сохранность форта оставляет желать лучшего - зияют дыры вентиляционных шахт, в которые легко можно провалиться...

Внутри кучки мусора, битого стекла...

Сразу вспомнилась не так давно посещенная бельгийская цитадель в Динане

Http://сайт/16433.html
Нет слов...
Пара слов об истории форта. Неугомонный царь наш Пётр 1 помимо основания Кронштадта, заложил на острове и пять береговых батарей, кои споро были построены уже к 1705 году. А уже через год на месте Толбухинской батареи была построена крепость Святой Александр - "Александр Шанец".

В последующие годы его перестраивали, но знаменитое наводнение 1824 года доконало форт и вместе с ним весь остров Кронштадт.

Зато наводнение дало новый этап в жизни Кронштадтских фортов - их стали строить в камне. В таком виде форт просуществовал до конца 19 века, когда появилась новая фишка - фугасные снаряды и бетон. Форт перестроили по веянию времени в бетоне, кроме того, вооружили пушками, оснастили прожектором, построили шахты и прочие прибамбасы.

К началу 1930-х гг. батарея «Шанц» утратила свое боевое значение, вооружение было снято, во время ВОвойны здесь базировалась железнодорожная артиллерийская батарея. После войны форт разделил грустную судьбу остальных фортов - ветшание, замусоривание, разрушение...
Прогулялись мы и до Рифа по разбитой дороге, в выбоинах которой видна хорошо сохранившаяся мощёнка. Эта часть острова излюбленное место отдыха местных и приезжих. Народ активно пикникует, рыбачит, гоняет по хрупкому первоапрельскому льду на машинах и снегоходах. Берега - сплошные стоянки автотранспорта.

На Риф проникнуть не удалось, не пускают вояки со злыми собаками и автоматами. Посмотрели на форт издали.

Рядом - раскиданные взрывом обломки ДОТа.

Форт Шанц стал третьим по счёту из посещенных фортов.
Впечатления от Серой Лошади и Красной Горки изложены здесь:
http://frosya-hod.livejournal.com/14622.html#cutid1

Андрей Вест,
г.Санкт-Петербург

Сегодня продолжим исследовать зону Кронштадта, которую мало или совсем не знают туристы. Речь пойдет о береговом форте Александр-шанец.

Следуя по дамбе от Горской, въехав на остров Котлин, поворачиваем на съезд в город-крепость Кронштадт, но не поворачиваем направо в город, а уходим налево — на Котлинскую косу, западную оконечность острова. Проезжаем поворот на аэродром Бычье поле, оставляем справа Кронштадтское кладбище, проезжаем ещё немного и за одним из поворотов перед нами открываются мощные укрепления форта Александр-шанец.

Южная часть форта закрыта, там до сих пор базируется воинская часть. Северная часть до недавнего времени была тоже закрыта. Но поскольку там всё вооружение давно демонтировано, часть батареи Куртинная и Северную батарею открыли.

Береговой Александр-шанец является объектом культурного наследия России и мира, внесён в список объектов культурного наследия Юнеско. Да и сама Котлинская коса стала природным заказником. А теперь, собственно, о форте.

Официальная версия гласит, что данный форт появился в 1706 году. Но есть сведения, что ещё весной 1704 года во время строительства первого островного форта Кронштадта – Кроншлота — одновременно с ним, на западной стороне острова Котлин была поставлена Петровская батарея.

К сожалению, мне не удалось уточнить эти сведения и точное место расположение этой батареи, поэтому выдвигаю версию, что, возможно, именно Петровская батарея и явилась предтечей форта Александр-шанец.

Собственно, сам форт Александр-шанец состоит из трёх укреплений: Южной, Северной и Куртинной батарей.

Нынешний вид форт обрёл в середине 19 века при спешной его перестройке в связи с угрозой нападения на Кронштадт и Санкт-Петербург англо-французского флота в ходе крымской войны. Впоследствии был вооружён нарезными пушками разных калибров, в том числе и специальными, противодесантными.

Перед фортом, как и полагалось в те времена, был вырыт крепостной ров, затруднявший подход по суше к форту. Построены позиции и орудийные погреба. В 1930 году вооружение форта было демонтировано, и на форте был создан командный пункт штаба Балтийского флота. Также была проложена ж/д ветка от города до форта Риф, который находится на самой оконечности Котлинской косы, и доступ куда запрещён — там базируется воинская часть.

В годы Великой Отечественной войны по этой ветке курсировал «бронепоезд» — паровоз и несколько ж/д платформ, на которых были установлены два 180 мм. орудия и несколько зениток. Он поддерживал своим огнём защитников Ораниенбаумского пятачка. Этим помог им выстоять, не позволив фашистам выйти на берег Финского залива, на расстояние прямого выстрела полевых орудий по Кронштадту.

Немецко-фашистские захватчики пытались вычислить, разведать по какому маршруту курсирует этот бронепоезд, но в Кронштадте предателей не было, а заслать сюда агентуру фашистам не удавалось — СМЕРШ Балтфлота работал очень хорошо.

Что поражает, когда впервые знакомишься с остатки этого форта, боевыми позициями, траверсами, боевой улицей, валгангом — это МОЩЬ! Когда я впервые увидел этот форт, его укрепления, смог оценить сооружения, я был поражён до глубины души, до спазма в горле. Я почувствовал Гордость за своих предков, за Историю страны. Какой волей и ответственностью за страну, за её безопасность надо было обладать, чтобы построить такое грандиозное сооружение на болотах, на месте, где строительство таких крепостей НЕВОЗМОЖНО! Но Русские смогли построить кирками, ломами и лопатами мощнейшее оборонительное укрепление. И только там, на форте, я наконец понял, почему Кронштадт с его укреплениями был самой мощной морской крепостью в мире в 18-19 вв.

Поднявшись на валганг, я не поверил своим глазам! Он тянулся не несколько сотен метров, как минимум не меньше 300 — это была Куртинная батарея, серединное укрепление. Естественно, что на Южную часть форта я попасть не смог, зато вволю полазил по Северной и Куртинной батареях.

Рассказывать об этом бессмысленно. Это надо видеть, видеть и прочувствовать. Именно там ты понимаешь всю их неприступность для возможных атак десанта. Особенно впечатляют траверсы, в которых когда-то были вмонтированы киоты с иконами, следы от которых видны до сих пор. Плиты, на которые монтировались станины крепостных орудий, орудийные погреба.

Берег Финского залива от форта был в нескольких десятков метров. Налазившись по Александр-шанцу, я решил выйти на берег — передохнуть свежим морским воздухом. Выйдя на берег, я глянул в сторону оконечности косы и обомлел! Я, впервые в своей жизни увидел укрепления форта Риф и был потрясен. И очень жалел, что не захватил с собой бинокля. Но мой фотоаппарат позволил мне сделать более или менее приличных снимков Рифа, несмотря на то, что до него было около двух километров и на море стояла дымка.

Сколько я смог рассмотреть с такого расстояния, этот форт не менее мощное сооружение, чем Александр-шанец. Но и это ещё не всё! Отведя глаза, я наткнулся ещё на одну историческую фортификационную достопримечательность Кронштадта — Толбухин маяк, построенный по личному указанию Петра Великого от 13 ноября 1718 года и первоначально носивший название Котлинский, а в 1736 году, переименованный в честь полковника Федота Семёновича Толбухина. И его тоже я смог сфотографировать несмотря на то, что до него было около пяти километров.

Чтобы понять мои чувства и эмоции, лучше самим побывать там и увидеть всё своими глазами. Пройти по валгангу своими ногами, походить по орудийным погребам самому, подсвечивая себе фонариком. Уверен — не пожалеете!

Практическое ознакомление с укреплениями Кронштадтской крепости началось с фортов «Шанц» и «Риф» , расположенных непосредственно на острове Котлин , на его западной оконечности.

Как добраться?

Пасмурным ноябрьским днем 2011-го года мы доехали автобусом до острова. Сразу от остановки двинулись вдоль асфальтированной дороги на западную часть острова, мимо Морского кладбища, заколоченных домиков детских лагерей отдыха… Минут 25-30 бодрого шага – и мы достигли колючей проволоки, огораживающей правый (северный) фланг форта. До этого места по острову ходит, но довольно редко, автобус №3.

История форта "Шанц"

Форт "Шанц" был создан для защиты города от шведов во время Северной войны в 1706 году. Первоначально это был земляной редут «Александр-шанец», примыкавший к северному побережью острова. В начале XIX века рядом, на южном берегу Котлина, построили «Александровскую» батарею. Для защиты подступов к обоим укреплениям, между ними расположили небольшой пехотный редут «Михаил». В связи с угрозой атаки англо-французской эскадры летом 1855 года все эти сооружения были перестроены. Еще большая реконструкция была проведена на рубеже XX века, после чего форт получил название «Шанц» .

К 1930 году батарея «Шанц» утратила свое боевое значение, вооружение было снято, а часть казематов были переделаны под командный пункт Командующего Береговой Обороной Балтийского моря. В Великой Отечественной войне батарея участия не принимала, но здесь базировались два 180-мм орудия Отдельной железнодорожной батареи, передвигавшихся по ветке Кронштадт - форт «Риф».

Как уже упоминалось, северную часть форта до сих пор занимают военные склады связи, а центральная и южная часть форта открыта для свободного доступа. Повсюду следы запустения и разграбления: срезанные металлические конструкции, выкорчеванные кабели... Часть подземных переходов и потерн просто засыпана для исключения проникновения.

GPS трек данного маршрута можно посмотреть и скачать .

Форт «Шанц» («Шанец») — полузаброшенное оборонительное укрепление в Кронштадте. Располагается на западной окраине острова Котлин. Является охраняемым историческим и архитектурным памятником. Северная часть принадлежит военным, остальная открыта для круглогодичного посещения. В современном виде форт существует с конца XIX века.

В 1706-м году главным оборонительным сооружением стал земляной редут. Позже на южном берегу острова появилась деревоземляная батарея. От земляного вала до батареи оборудовали пехотный редут. В 1855 году комплекс был перестроен и усовершенствован. Северная и южная батареи назывались «Александр-шанец» и «Николай-шанец» соответственно.

В конце XIX века на их месте началось строительство более современных батарей, так прежние сооружения морально устарели. В итоге форт «Шанц» состоял из северной и южной пушечных батарей и центральной мортирной батареи. К 1930 году вооружение сняли, в казематах оборудовали командный пункт. В годы Великой Отечественной войны комплекс практически не использовался.

Сейчас территория форта преимущественно заброшена. В высокой траве можно не заметить вход в вентиляционную шахту, а их довольно много, так что следует быть внимательным.

В 2 км от форта «Шанц» располагается по-настоящему заброшенный форт «Риф» . К нему ведет дорога через природный заказник «Западный Котлин», образованный в 2012 году. Проезд на автомобиле запрещен.

Как добраться до форта «Шанц»

Из центра Кронштадта прямиком до форта «Шанц» ходит местный автобус № 2 (№ 2Кр).

При движении на автомобиле из Санкт-Петербурга нужно свернуть с КАД направо на Крондштадское шоссе. Возле КПП есть стоянка.