Гора монах адыгея как добраться. Гора Монах - село Хамышки (Адыгея) описание, история, легенда

Гора Монах расположена на северном краю села Хамышки. Существует легенда, что гора получила свое название от монаха, жившего много лет назад на вершине горы, в маленькой, как келья, пещере. Монах этот, стремясь замолить свои грехи, хотел выбить в скале фигуру святого, но сделал лишь одну голову. Присмотревшись к горе можно увидеть насупившееся скуластое лицо старца, его раскосые глаза глядят на Вас исподлобья, приплюснутый нос сильно выдается вперед, губы его крепко сжаты. Волосы взлохмачены надо лбом, а на макушке - лысина. Есть и другая легенда, которая гласит, что в прежние времена в пещерах горы поселились монахи. Они мирно жили в горах, пищу собирали себе в горах и лесах. А внизу, под горой, в глинобитных саклях жили люди, мирские. Они пасли скот, ходили на охоту, возделывали пашни. Все было бы хорошо, но полюбил монах прекрасную девушку из адыгейского селения. Монах нарушил данный им обет, но суровые законы гор всегда соблюдались жителями селения, превыше всего для них была честь рода. Разгневавшись на монаха за недостойный поступок, люди приковали несчастного к горе и заставили вырубить в камне свое лицо, чтобы впредь оно напоминало людям о неприемлемости порочащих женщину действий. С тех самых пор каменный лик несчастного монаха навеки обращен к людям как страж законов чести, чистоты и доверия человеческих отношений.

Но это лишь легенды, лицо, изображенное на горе, дело не человеческих рук, а результат долгого воздействия ветра и воды на песчаник. Вершина скалы плоская, а сама гора Монах является одним из отрогов хребта Азиш-Тау. С восточной стороны верхнего яруса скалы Монах располагается пещера Джоласа, названная в честь врача, скрывавшегося в ней в годы Великой Отечественной войны. Путь к Монаху начинается у моста через реку Бздыху, протоптанная и маркированная тропа стремительно набирает высоту и в непогоду подъем по ней потребует простейшей подготовки и самостраховки. По окончании третьей четверти пути тропа выводит к гроту, где когда-то по преданию жил монах. У грота бьет родник, исчезающий через несколько метров. В гроте сохранился участок предполагаемой старой ветрозащитной стенки. Продолжив подъем, тропа приводит к верхнему краю скал, где и был заложен грот монаха. Здесь же, у грота, расположилась хорошая обзорная площадка с видом на Хамышки, Ачешбок, Большой Тхач и Джубу и другие горы Адыгеи. На верхней площадке горы находится 21 курганный дольмен. Спуститься вниз можно, просто повернув назад или пройдя чуть дальше по кромке скал и отыскав путь вниз, после чего гротами, расположенными под скалой, пройти к роднику, закольцевав таким образом маршрут. Время от времени с горы Монах (Адыгея) вниз обрушиваются каменные монолиты, ломая деревья, камни выкатываются на дорогу или летят дальше в реку Белая.

Отличный вариант для похода выходного дня в окрестностях Майкопа 💥. Из Краснодара ехать сюда далековато, но если 200 км — для вас не расстояние, то возьмите эту точку на заметку 🚘. Гора Монах – одна из самых необычных гор Адыгеи. Расположена она на северной окраине поселка Хамышки. Высота горы составляет около 1058,3 метров над уровнем моря, это не много если сравнить с такими исполинами Адыгеи, как Фишт и Оштен. Вершина горы Монах плоская, фактически возвышенность является одним из отрогов хребта Азиш–Тау, того самого, на который поднимаются туристы, которые держат путь в Лаго-Наки. Гора Монах имеет гроты и родники 💧. В жаркую погоду, правда, источники пересыхают, поэтому запаситесь водичкой, когда отправитесь в поход.


Легенда

Адыгея и легенды неразлучны ☘. Существует легенда, которая объясняет название горы. В давние времена на самом верху горы жил монах. Чтобы замолить свои грехи, постоянно выбивал лик святого, но успел лишь сделать голову. Она напоминает хмурое скуластое лицо старца с раскосыми глазами, взлохмаченными волосами и крепко сомкнутыми губами.

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Невозможно загрузить карту - пожалуйста, активируйте Javascript!

44.121144 , 40.113444 Гора Монах – одна из самых необычных гор Адыгеи. Расположена она на северной окраине поселка Хамышки. Гора Монах: описание. Гора Монах: маршрут. (Рассчитать маршрут)

Вторая версия легенды гласит, что в далекие времена в пещерах горы стали жить монахи. А внизу проживали мирские люди, которые пасли скот 🐏🐏🐏, охотились, обрабатывали пашни. В один прекрасный день монах влюбился в девушку из села у подножия горы и при этом нарушил обет. Люди были в гневе на монаха и решили его наказать. Они приковали его к горе и заставили высекать свое лицо в скале. До настоящего времени лик монаха обращен к людям как блюститель законов чести и чистоты человеческих отношений.

Есть и правдивая версия: это изображение создала сама природа с помощью воды 💧 и ветра 🌬. Гора Монах имеет много пещер. В книгах по краеведению можно найти много информации о пещере Джоласа. Названа она была именем врача Джоласа, который во время Великой Отечественной войны прятал здесь раненных солдат и снова ставил их на ноги. Часто пещерой Джоласа называют другой грот — Крыло Ангела, который находится на склонах горы Монашка. Но если вы прогуляетесь до этого грота, то поймете, что ни один, даже самый сильный врач не сможет поднять по крутой, местами почти вертикальной тропе раненных солдат в эту пещеру. Как же выглядит пещера Джоласа? Возможно, именно вы сможете отыскать ее на склонах горы?

Иногда с данной горы вниз летят каменные глыбы. Они с большим треском ломают деревья, большие камни выскакивают на дорогу или попадают в реку Белую.

Как найти гору Монах?

Очень просто! Она находится сразу справа при въезде в поселок Хамышки, вы можете разглядеть «лицо» монаха не выходя из машины.

Тропинка, которая ведет наверх скалы, хорошо протоптана и маркирована. Она стремительно набирает высоту. Во время подъема можно найти грот, где в древние времена по легенде проживал монах. У грота имеется родник, который через пару метров исчезает. В воронке уцелел участок предполагаемой немолодой ветрозащитной стенки. Если подняться еще выше, то тропа приведет к верхнему краю скал. Вершина горы Монах — одна из самых лучших смотровых площадок Адыгеи. А еще, тут можно сделать фотографии 📸 в стиле Покахонтас.

Координаты (44.121251, 40.113347).

И снова решили мы отправиться в село Хамышки, где уже были в апреле этого года. В тот раз нашей целью была гора Монах, дорогу на которую мы так и не нашли, зато нашли другую, которая привела нас к водопадам реки Кутанка.
В этот раз гора Монах не была нашей целью, а собирались мы посмотреть водопады Бзыхи и добраться до скалы Раскол. Но когда мы оказались уже в поселке Хамышки, решение было изменено.
1. На скале Монах

Гора Монах угрюмо возвышается у самого въезда в поселок. Говорят, эта скала частенько сбрасывает глыбы камней вниз, в 2008 году было последнее обрушение, когда камни упали прямо на дорогу. Да и в лесу у подножия скалы Монах очень много огромных камней, которые когда-то были частью лица Монаха.
2. Гора Монах, Хамышки


Экскурсоводы, которые показывают туристам достопримечательности республики Адыгея про скалу Монах рассказывают такую легенду.

Легенда о скале Монах.
«Давным-давно в песчаных пещерах высокой горы поселились монахи. Мирно жили, питались дарами леса и гор. Внизу в долине белели глинобитные сакли, в которых жили трудолюбивые люди. Возделывали землю, пасли скот и ходили на охоту. Курись дымом их печи, весной пышно расцветали сады, а осенью ломились ветви деревьев от обильных урожаев.
Все было хорошо в горном селении, но случилось несчастье. Полюбили друг друга монах и прекрасная девушка из горного селения. Нарушил монах, данный им обет. Совершил недостойный поступок. В то время были строги законы гор. Соблюдались обычаи, и высоко ценилась честь рода. Тверды и неизменны были решения жителей селения. Люди приковали монаха к монолитной скале и заставили вырубить свое лицо в камне, чтобы оно напоминало людям о недопустимости действий, порочащих женщину.
С тех пор это каменное творение монаха навечно обращено к людям и как бы стоит на страже законов чести, доверия и чистоты людских отношений» .
«Лицо» скалы действительно напоминает монаха, как, впрочем, и старика, лешего, богатыря, воина, деда Мороза и пр. Любого из этих персонажей вы сможете увидеть в скале, если захотите. Говорят, что монахи действительно жили в полостях скалы, все может быть…
Высота скалы Монах над уровнем моря - 1062,9м. Высота села Хамышки над уровнем моря - 586,6 метров. У скалы монах довольно широкие нависшие «брови», с которых открывается прекрасный вид.
3. Вид с горы Монах на Хамышки и реку Белую

Путь на Монах
Тропинка начинается прям у подножия. Машину мы уже второй раз оставили на повороте в коммерческий туристический парк с дольменами. Собаки этого комплекса снова нас облаяли. С другой стороны под горой есть некое подобие автомобильной дороги, которая уходит налево в лес. Нужно чуть-чуть пройти по этой дороге, при этом внимательно вглядываться в кусты и траву слева. Здесь начинается еле заметная тропинка, которая потом превращается в очень хорошо заметную и промаркированную тропу. Можно просто немного походить по лесу в том районе и поискать глазами голубую маркировку на деревьях или красные стрелочки на камнях.
4. Как добраться до горы Монах


5. Тропа


6.


7. Тропа

8. Известняковые скалы


9. Сырная скала))


Дальше только наверх.
Я уже давно не ходила в горы, а поездка в Европу не самым лучшим образом сказалась на моей физической форме. И вот я счастливая, что наконец выбрались мы из скучного города, схватила рюкзак, набитый едой и водой и бодро зашагала вверх по тропе. Тропа крутая, в некоторых местах очень крутая. И она не дает расслабиться - все время вверх и вверх, серпантин отсутствует практически совсем. И вот минут после 7-ми такой бодрой прогулки чувствую я, что-то со мной не так. Я присела на бревно, потом на землю. В ушах стучит очень громко, тошнит, ног-рук не чувствую. Думала, сейчас буду сознание терять, уже осмотрелась, куда можно упасть удобнее. Муж немного обеспокоился и забрал у меня рюкзак. Оставил только фотоаппарат. А я чувствую, что и его не могу в руках держать, они какими-то ватными стали. И на плечо повесить не могу, сил нет.
Мимо проходила еще группа туристов, они спускались вниз уже. Бодрый мужчина лет 60-ти с двумя молодыми девушками поравнялся с нами. Пожал руку мужу, сердечно поздоровался. Спросил что со мной и почему я такая зеленая. Отпустил пару шуточек о том, что лучше вовремя сойти с маршрута, и что умный в гору не пойдет. Предложил взять меня с собой вниз и позаботиться там обо мне)))
10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17. Голубое дерево

18.


19.

20. Гвоздика


21.


22. Местами приходится пробираться через заросли


23. Кусочек скалы отделился

Больше в этот день на маршруте мы никого не встретили. Минут через 10 я окончательно пришла в себя и после отдыхала сразу же, как начинался стук в ушах. Вообще когда идешь в поход, особенно длительный, с тяжелыми рюкзаками, лучше внимательно прислушиваться к своему организму и не издеваться над ним. Потому что если что-то случится, вашим попутчикам будет очень нелегко тащить вас обратно.
24.

25.


26.


27.


Весь путь занял у нас 3 часа. Около 2-х часов мы шли наверх, но шли не спеша, я постоянно делала остановки для фотографирования.

 

Координаты: N44 7.236 E40 6.756.

Гора Монах (Адыгея) расположена на северном краю села Хамышки . Существует легенда, что гора получила свое название от монаха, жившего много лет назад на вершине горы, в маленькой, как келья, пещере. Монах этот, стремясь замолить свои грехи, хотел выбить в скале фигуру святого, но сделал лишь одну голову. Присмотревшись к горе можно увидеть насупившееся скуластое лицо старца, его раскосые глаза глядят на Вас исподлобья, приплюснутый нос сильно выдается вперед, губы его крепко сжаты. Волосы взлохмачены надо лбом, а на макушке – лысина.

Есть и другая легенда, которая гласит, что в прежние времена в пещерах горы поселились монахи. Они мирно жили в горах, пищу собирали себе в горах и лесах. А внизу, под горой, в глинобитных саклях жили люди, мирские. Они пасли скот, ходили на охоту, возделывали пашни.

Все было бы хорошо, но полюбил монах прекрасную девушку из адыгейского селения. Монах нарушил данный им обет, но суровые законы гор всегда соблюдались жителями селения, превыше всего для них была честь рода. Разгневавшись на монаха за недостойный поступок, люди приковали несчастного к горе и заставили вырубить в камне свое лицо, чтобы впредь оно напоминало людям о неприемлемости порочащих женщину действий.

С тех самых пор каменный лик несчастного монаха навеки обращен к людям как страж законов чести, чистоты и доверия человеческих отношений.

Но это лишь легенды, лицо, изображенное на горе, дело не человеческих рук, а результат долгого воздействия ветра и воды на песчаник. Вершина скалы плоская, а сама является одним из отрогов хребта Азиш-Тау .

С восточной стороны верхнего яруса скалы Монах располагается пещера Джоласа, названная в честь врача, скрывавшегося в ней в годы Великой Отечественной войны.

Путь к Монаху начинается у моста через реку Бздыху, протоптанная и маркированная тропа стремительно набирает высоту и в непогоду подъем по ней потребует простейшей подготовки и самостраховки.

По окончании третьей четверти пути тропа выводит к гроту, где когда-то по преданию жил монах. У грота бьет родник, исчезающий через несколько метров. В гроте сохранился участок предполагаемой старой ветрозащитной стенки. Продолжив подъем, тропа приводит к верхнему краю скал, где и был заложен грот монаха. Здесь же, у грота, расположилась хорошая обзорная площадка с видом на Хамышки , Ачешбок , Большой Тхач и Джубу и другие горы

монах Меркурий


В горах Кавказа. Записки современного пустынножителя

Предисловие редактора

«Записки современного пустынножителя» - совершенно особый жанр духовной литературы. В основу этого не совсем обычного произведения легли дневниковые записи современного монаха-подвижника, более 30 лет (с конца 50-х и до начала 90-х годов) подвизавшегося в горах Кавказа. Насыщенная опасностями и происшествиями жизнь отшельников, несмотря на абсолютную достоверность описываемых событий, напоминает читателю приключенческий роман, своего рода робинзонаду, хотя, безусловно, автор, которому сейчас уже за семьдесят, вовсе не ставил перед собой подобной цели. Отец Меркурий просто записывал в свой дневник то, что происходило во внутренней, духовной жизни делателей Иисусовой молитвы и, конечно, все, с чем приходилось встречаться на столь необычном и опасном в советское время пути древнейшего аскетического подвига.

А опасности были отнюдь не выдуманные. Шла вторая половина XX века, конец 50-х годов, новые, на этот раз хрущевские гонения на Церковь, яростная атеистическая пропаганда в прессе и в произведениях искусства. Известный советский поэт Алексей Сурков, преодолев, наконец, в эти годы страх, победно заявляет всему советскому народу:

Ты думаешь, это не страшно было -
Решить, что Бога на свете нет,
Что в нашей вселенной иная сила
Заведует ходом звезд и планет?

Именно теперь, когда государственный атеизм сделал то, чего не смог сделать Гитлер, обещая: «Я освобожу вас от химеры совести» , когда русскому народу была раскрыта «гуманистическая природа атеизма и его роль как духовного освободителя личности от порабощающих ее иллюзий» (совести, нравственности, милосердия; - Ред. ), именно теперь, когда «окончательно подорваны социальные корни религии, а исчезновение эксплуататорских классов привело к ликвидации классовой базы религиозных организаций», вдруг обнаруживается, что вера и Церковь Христова не только живы, но продолжают даже в этих условиях словом истины рождать все новых и новых подвижников.

В стране полным ходом вдет строительство социализма, писатели и поэты наслаждаются «оттепелью», пионеры отдыхают в пионерских лагерях, их родители - на Черноморском побережье Кавказа, а в это время тысячами закрываются храмы Божий, разгоняются монастыри, исповедники Христовой веры томятся в тюрьмах, лагерях (отнюдь не пионерских) и в психиатрических больницах, терпя нечеловеческие унижения. С вертолетов отыскиваются уединенные кельи пустынников в горах Кавказа, их склоны прочесывают с собаками. Вот исторический фон, на котором происходят события книги.

И тем не менее, на ее страницах мы встречаем людей, которые, невзирая на презрение общества, на прямую опасность попасть за решетку и даже лишиться самой жизни, из всех возможных жизненных путей выбирают тяжелейший.

Вступая на этот путь, они сознательно становятся изгоями в том обществе, из которого почти уже изгнаны понятия милосердия и кротости, христианской любви, чести, совести и нравственной чистоты. Там, где венцом жизни, ее конечным результатом признается лишь гроб со смердящим трупом, христианские подвижники, безусловно, считаются ненормальными. Но они, оставляя все земное, идут путем, ведущим их к свободе. К свободе от страстей, свободе от греха, к свободе, которая вводит человека в Царство вечной жизни и Любви Божией.

В своем предисловии автор «Записок» - монах Меркурий отмечает, что его воспоминания предназначены, в первую очередь, для монашествующих, но, без всякого сомнения, их будут читать люди самые разные. Среди них могут оказаться и те, чье разгоряченное воображение рисует картины быстрого взлета к духовным вершинам, но непременно при условии бегства к вершинам Кавказа или, например, Алтая - подальше от «мира, погрязшего во грехе». Однако, читая воспоминания о. Меркурия, который с добросовестностью летописца поведал нам об обстоятельствах жизни современных пустынников, им придется сделать не совсем оптимистический вывод: грехолюбивый мир давно уже проник и туда…

Снова и снова приходят на память столетней давности слова святителя Игнатия (Брянчанинова), провидчески обращенные к нам, его потомкам: «В настоящее время в нашем отечестве отшельничество в безлюдной пустыне можно признать решителъно невозможным, а затвор очень затруднительным, как более опасный и более несовместный (с внутренним устроением современного человека. - Ред.), чем когда либо. В этом надо видеть волю Божию и покоряться ей. Если хочешь быть приятным Богу безмолвником, возлюби молчание и со всевозможным усилием приучись к нему. Не позволяй себе празднословия ни в церкви, ни в трапезе, ни в келии; не позволяй себе выходов из монастыря иначе, как по самой крайней нужде и на самое краткое время; не позволяй себе знакомства, особливо близкого, ни вне, ни внутри монастыря; не позволяй себе свободного обращения, ни пагубного развлечения; веди себя как странник и пришлец и в монастыре, и в самой земной жизни - и соделаешься Боголюбезным безмолвником, пустынником, отшельником. Если же Бог узрит тебя способным к пустыни или затвору, то Сам, неизреченными судьбами Своими, доставит тебе пустынную и безмолвную жизнь, как доставил ее блаженному Серафиму Саровскому, или доставит затвор, как доставил его блаженному Георгию, затворнику Задонского мо пастыря» (том V, стр. 70).

Не будет преувеличением сказать, что всякий, кто сегодня мечтает о пустынножительстве - обольщен мечтаниями бесовскими.

Однако следует считать исключительными обстоятельства, сложившиеся в период хрущевских гонений на Церковь, когда были закрыты почти все монастыри, а областные и районные уполномоченные (по делам религий) жестко контролировали клир. Многим монашествующим (и даже только еще стремящимся к монашеству) по причинам как внутреннего, так и внешнего характера не нашлось места в нескольких чудом сохранившихся обителях. Этим и оправдывается их вынужденное бегство в горы. Они не помышляли о каких-то сугубых подвигах, речь шла о самой возможности их существования, но существования в прежнем качестве, т. е. о жизни иноческой.

Их бегство было бегством обреченных. Мир не оставил их и там, в этих безлюдных горах, он гнал и уничтожал несмирившихся боголюбцев везде. Большинство из них, словно смертники, были обречены на гибель или муки в тюрьмах и лагерях за свою веру, за Христа, но многие погибали и от руки одичавшего человека - «человека новой коммунистической формации», как в те годы называли в СССР лишенного веры и нравственных устоев «Homo sovieticus». Вопрос был лишь во времени и в методах истребления. А в исполнителях, как всегда, недостатка не было. Князь тьмы находил и находит их везде, в любом месте и в любое время…