Марфино. Усадьба, покой которой хранят каменные грифоны

Думаете, в Подмосковье вам вряд ли удастся отыскать места, способные удивлять или даже поражать воображение самых бывалых путешественников? Полагаете, там совсем не осталось тенистых скамеек, спрятанных от посторонних взглядов, или безлюдных аллей? Если ваше мнение на самом деле таково, значит, вам еще не довелось посетить место под названием усадьба Марфино. Поспешим вас уверить, что эта территория на самом деле потрясающая.

Тут найдется занятие для абсолютно любого туриста. Например, любителям архитектуры усадьба Марфино подарит встречу с потрясающими памятниками. Почитатели флоры с удовольствием окунутся в атмосферу местной фауны, которая на самом деле напоминает собрание из коллекции ценных экспонатов ботанических садов мира.

Объектом данной статьи станет не только усадьба Марфино, официальный сайт которой в последнее время пользуется все большей и большей популярностью. Читатель почерпнет для себя массу полезной информации, среди всего прочего рассказывающей еще и о том, как добраться в эту парковую зону без особых проблем, где остановиться, что посмотреть в первую очередь.

Раздел 1. Общее описание памятника архитектуры

Усадьба Марфино в Подмосковье (39-й километр Дмитровского шоссе) - это уникальное произведение усадебного зодчества, полюбоваться красотой которого ежегодно приезжают тысячи туристов не только с самых удаленных уголков Российской Федерации, но и из-за рубежа.

Далеко не все догадываются, что свое название Марфино получило в честь княгини Марфы, дочери князя Бориса Голицына.

Дворянские усадьбы, сохранившиеся в средней полосе России, - это удивительные архитектурные и ландшафтные памятники. На их территории и в наши дни сохраняется особенная атмосфера.

Наши современники стремятся в сохранившиеся дворянские усадьбы, чтоб познакомиться с садово-парковыми ансамблями, организацией быта и хозяйственной деятельности людей, живших в этих местах в 16-19 веках. Именно поэтому «Усадьба Марфино» - фото, которое достойно стать настоящим украшением семейного фотоальбома. А приезжают сюда по абсолютно разным поводам. Кто-то стремится отметить торжество на природе, кому-то по душе прогулки, как говорится, вдали от цивилизации, а есть и те, кто приезжает сюда из чистого любопытства, для того, чтобы открыть для себя достопримечательности родного края.

Раздел 2. "Марфино"... Усадьба... Как добраться?

В целом нельзя не отметить, что до этого места можно доехать, воспользовавшись электричкой, отправляющейся от Время в пути составляет 50 минут. Выйти надо на станции «Катуар». От станции до усадьбы ходит рейсовый автобус № 37. Пожалуй, это самый простой способ доехать до места назначения.

Однако на самом деле многих настораживает тот факт, что не существует такой остановки, как «Усадьба Марфино». Как доехать туда на собственном автотранспорте? Этот вопрос интересует значительную часть туристов, особенно тех, кто решил отправиться в путешествие с ребенком.

В целом, по мнению бывалых, можно спланировать поездку на автомобиле. В этом случае по Дмитровскому шоссе надо доехать до 39-го километра и повернуть в соответствии с указателем. После поворота останется преодолеть совсем немного - всего лишь около 3 км. Остается отметить, что усадьба «Марфино» на карте Подмосковья просматривается великолепно, поэтому заблудиться точно не удастся.

Раздел 3. Вехи прошлых эпох

История создания этой дворянской усадьбы относится к 16-му веку. В этом живописном месте в то время находились боярские владения Василия Головина, который служил воеводой при Иване Грозном. Владельцы места под названием усадьба Марфино менялись часто: дипломат Василий Щелкалов (конец 16-го века), вновь Головины (до 1650 г.), думный дьяк Семен Заборовский (до 1698 г.), воспитатель Петра I князь Борис Голицын (умер в 1714 г.), а затем его сын Сергей, который продал усадьбу, чтобы получить средства для уплаты долга, фельдмаршал Петр Салтыков (с 1729 г.) Одно перечисление имен этих людей говорит о том, какой насыщенной была жизнь в этих местах, как много «помнят» материальные памятники, которые сохранились до наших дней.

Усадьба в Марфино некогда принадлежала сподвижнику царя Петру Борисовичу Голицыну, а на ее территории был разбит французский парк, возведены величественные хоромы, и началось строительство каменной церкви.

При Салтыковых также осуществили проект по созданию великолепного садово-паркового ансамбля. В то время были возведены сооружения в стиле классицизма. Наивысшим расцветом для Марфино считается конец 18-го века.

С начала 19-го праздная жизнь стала затихать. Война 1812 года нанесла усадьбе большой ущерб - были вывезены художественные ценности, многое было предано огню. В 1831 году постройки усадьбы были реконструированы, а в 19-м веке главный московский архитектор М. Д. Быковский составил проект, согласно которому усадебный комплекс в Марфино «превратился» в средневековый замок.

Архитектурный стиль замечательно передавал дух эпохи - утрату прежней гармонии, романтическое настроение и поиск монументальности. После революции, свершившейся в 1917 г., усадьба перешла в общенародную собственность. В советское время в Марфино регулярно осуществлялись реставрационные работы.

Раздел 4. Времена Салтыковых

При Салтыковых Марфино было образцом дворянской усадьбы екатерининской эпохи. На территории было 2 летних театра, каретный и конный дворы, в оранжерее создали условия, в которых прекрасно развивались южные растения и созревали фрукты.

В то время вопрос: «Усадьба Марфино… Как попасть в это чудесное место?» мало кого волновал. Почему? Все дело в том, что место это было настолько удивительным и популярным, что даже не десятки, а сотни гостей приезжали сюда практически каждый день.

В записках Вигеля сохранилось описание важности, непринужденной учтивости и точности приличий обитателей усадьбы, которые были достойны восхищения. Правда, к сожалению, после смерти фельдмаршала стала приходить в упадок.

Раздел 5. Времена Паниных

Дочь графа Орлова Панина Софья Владимировна занималась перестройкой дома. Много сооружений было возведено и в парке. В то время, когда работами руководил Ф. Тугаров, усадьба приобрела черты ампира.

А в конце 30-х гг. 19 века она получила черты «николаевской готики» (архитектор М. Д. Быковский). Усадебный дом в псевдоготическом стиле - это замечательный памятник русского романтизма. Розовая расцветка стен внутри дома была ярким элементом, создающим настроение рыцарской эпохи.

Раздел 6. Где остановиться путешественникам

Усадьба «Марфино»… Официальный сайт этого места сообщает о том, что туристов здесь могут принять сразу 8 отелей. Комфортабельные условия и приятные цены - это отличные условия, позволяющие провести время в замечательном комплексе дворянской усадьбы.

  • Около Главного ботанического сада располагается гостиница «Восток». Обустроенные номера с современной бытовой техникой (телевизор, холодильник, компьютер с доступом к интернету) - здесь созданы отличные условия для отдыха.
  • Недорогой гостиничный номер можно получить в гостинице «Алтай». Сервис и дополнительные услуги, предлагаемые туристам в этом отеле, позволят по достоинству оценить высокий класс организации туристического бизнеса. К сведению любителей джаза, в ресторане «Белый рояль» можно замечательно провести вечер.
  • К услугам туристов, которые стремятся отдохнуть в спокойной обстановке, - «МАРФИГОТЕЛЬ». 8 номеров, уютная домашняя атмосфера, высокий уровень сервиса - в «МАРФИГОТЕЛЬ» можно прекрасно отдохнуть или заняться работой с использованием компьютера - все условия для того, чтобы попытаться запомнить это название и адрес! Усадьба «Марфино» на самом деле умеет принимать желанных гостей.
  • «Максима Ирбис» - отель бизнес-класса - предлагает гостям комфортабельные номера. Благодаря оригинальности оформления и соответствию принятым в Европе стандартам «Максима Ирбис» популярен в среде молодежи. Здесь любят останавливаться молодожены. «Шведский стол» в ресторане, бизнес-центр и лобби-барр - в этом отеле действительно созданы комфортные условия, позволяющие замечательно провести время.

Раздел 7. Что посмотреть в первую очередь?

Сколько же чудесных мгновений готова подарить своим гостям усадьба «Марфино». Свадьба, проведенная там, юбилей или просто обязательно запоминаются надолго и становятся предметом для зависти со стороны тех, кому еще не посчастливилось побывать в этом месте.

Главным в Марфино, естественно, является дворец. Двухэтажное кирпичное сооружение возвышается на холме. Около него - большой пруд, спуск к которому можно преодолеть по белокаменной лестнице. У пруда сооружена пристань, которую украшают каменные скульптуры грифонов.

  • В усадьбе находятся 2 церкви: Петропавловская (зимняя) и Рождества Богородицы.
  • Парковые беседки, ранее служившие «Музыкальным павильоном» - полуротонда - и «Миловида» - двухъярусная ротонда.
  • Кирпичный мост, башенки, бойницы и зубчатые гребни дворца вызывают ассоциацию с крепостным строением. Первоначально мост был построен при Салтыковых, а затем реконструирован Быковским.

Кстати, нельзя не упомянуть и о том, что в Марфино проходили съемки известных фильмов, в том числе здесь снимались «Дворянское гнездо», «Крестоносец», «Мастер и Маргарита».

Раздел 8. Церковь Рождества Богородицы

Эта церковь была возведена по проекту В. И. Белозерова. Сооружение отличают стройность и благородность пропорций. Цоколь церкви облицован белокаменными блоками. Высокий светлый барабан, купол и небольшая главка - это центр композиции здания церкви. Рядом с церковью похоронен крепостной архитектор Белозеров, выполнявший ее строительство.

Кстати, не понравилось, что внутри пространство храма было уменьшено пилонами. Он приказал наказать Белозерова розгами, отчего архитектор скончался, так как сердце его не выдержало.

Раздел 9. Эти удивительные беседки...

Большой интерес туристов вызывают беседки в Марфино. Одна из них - «Музыкальный павильон» - выполнена в форме полукруга с полукупольным сводом и белокаменной скамейкой внутри.

Другая беседка - «Миловида» - ротонда, имеющая 2 яруса. Нижний ярус отличается массивностью, а второй - изяществом (8-колонный павильон с куполом). С «Миловиды» открываются замечательные живописные виды.

Раздел 10. Мост через пруд

Это сооружение имеет внушительные размеры. Состоит оно из центральной части (галерея из 20-ти восьмигранных колонн, заканчивающаяся башенками с двух сторон) и двух боковых арочных частей.

Его гребни, башенки и бойницы вызывают очень яркие ассоциации. Сооружение выглядит как элемент крепости. Верхняя часть башенок украшена карнизом, а поверх него идут зубцы, которые гармонируют с завершающими элементами всех усадебных построек. Белокаменные детали и красные стены моста - яркое колористическое решение.

Раздел 11. Петропавловская церковь (зимняя)

Эта церковь представляет собой величественное сооружение, отличающееся гармоничным сочетанием масс. Декоративные излишества при ее оформлении не использовались. Центральная часть выполнена в виде двухцветной ротонды, имеющей небольшие выступы для притвора и алтаря.

Выполнен в виде восьмигранника. В его помещении хранят колокола.

Раздел 12. Усадьба в наши дни

Что же такого особенного в ней сейчас? Попробуем перечислить лишь несколько моментов:

  • Колокола церкви Петра и Павла и в наши дни оглашают окрестности своим звоном.
  • Усадьба с 1933 г. стала Марфинским центральным военным клиническим санаторием.
  • В помещениях «псарен» сегодня функционируют «Дом быта» и казино.
  • Здесь есть источники с минеральной водой, содержащей большое количество полезных элементов.
  • Очень интересно проходили в усадьбе съемки фильмов. Местные дети с радостью принимали участие в них в качестве «массовки». На съемочной площадке «Мастера и Маргариты», чтобы снять ведьму в полете на метле, был задействован вертолет. Известная всем в нашей стране кинокартина «Женщина, которая поет», фильм об истории отравлений, съемки рекламного ролика «Snickers» и еще множество съемочных мероприятий - в Марфино действительно происходило много интересного и происходит в наши дни.
  • Отели в Марфино всегда готовы предложить свои услуги туристам.
  • Живописная природа и удивительный по красоте архитектурный ансамбль - фотосессия в Марфино позволит сделать множество ярких снимков и сохранить надолго память о русской дворянской усадьбе, бережно сохраняемой в наши дни.

13. Усадьба - любимое место для пеших прогулок

В Марфино созданы отличные условия для прогулок пешком. Природные условия здесь благоприятны для оздоровления. В расположенном в Марфино пруду можно покататься на лодке. Есть здесь и конюшня.

На территории находятся источники минеральной воды, прием которой позволяет добиваться выраженного терапевтического эффекта. В усадьбе сегодня функционирует многопрофильное лечебное учреждение, диагностическая база которого является одной из лучших в Московской области. Однако следует иметь в виду, что для того чтобы беспрепятственно посетить все достопримечательные места этой дворянской усадьбы, следует заранее позаботиться о пропуске в военный санаторий.

Марфино — величественная усадьба, находящаяся примерно в 25 км от окраины Москвы. Усадебный дом, выстроенный в неоготическом стиле, возвышается над прудом, в зеркале которого он причудливо отражается. Большой парк и сохранившиеся постройки привлекают сюда любителей мест с историей и красивой природой.

Как попасть в усадьбу Марфино

Территория усадьбы сейчас принадлежит Министерству обороны, здесь находится санаторий. Однако пройтись по парку и полюбоваться природой и архитектурой места может каждый. Нужно только подойти на КПП санатория и сообщить о желании погулять в парке, показать паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Сотрудники выпишут пропуск, который позволит находиться на территории.

Для желающих более глубоко погрузиться в историю Марфино туристические агентства организуют автобусные экскурсии. В этом случае заботы об оформлении пропусков они берут на себя, но документы все равно нужно взять с собой.

У самой усадьбы Марфино нет официального сайта, но есть сайт санатория , на котором можно ознакомиться с краткой историей места и посмотреть, как туда добраться.

Усадьба Марфино в 2019 году

К сожалению, в сам усадебный дворец попасть нельзя, зато можно прогуляться по живописной территории. Виды здесь и правда впечатляющие, недаром локацию использовали для съемок эпизодов некоторых фильмов. Место довольно популярно и среди любителей фотосессий — романтичный усадебный дом, похожий на замок, создает особенную атмосферу. По выходным в теплые дни здесь много молодоженов, которые выбирают эту усадьбу для праздничной съемки.

Свежий воздух, обилие зелени, тенистые аллеи — все это располагает к длительным прогулкам. Возле одного из прудов есть песчаный пляж, на котором можно расположиться, любуясь красотой места.

На территории усадьбы сохранились также некоторые хозяйственные постройки, фонтан, беседка, павильоны. Есть, правда, и те, что находятся в плачевном состоянии — в частности, речь о величественном некогда готическом мосте. Дело в том, что он не принадлежит Министерству обороны, поэтому недавняя реставрация его не коснулась. Этот мост и сейчас привлекает внимание многих благодаря деталям и мастерству, с которым он был выполнен.

За пределами территории санатория находятся также две церкви, имеющие богатую историю и когда-то входившие в усадебный комплекс. Это церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в начале XVIII века, и храм Петра и Павла, возведенный немного позднее — в 1770-е годы.

История

Исторические источники говорят о существовании усадьбы еще в XV веке, с тех пор она сменила множество владельцев. Одним из ее хозяев был князь Борис Алексеевич Голицын — известный государственный деятель. Он построил в усадьбе новый дом, обустроил парк, именно при нем была построена сохранившаяся до наших дней церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Некоторые считают, что своим названием имение обязано именно семье Голицыных — по одной из версий, оно было названо так в честь супруги князя (Марии Федоровны), по другой — в память о погибшей горячо любимой дочери.

Большой вклад в развитие усадьбы сделали Салтыковы, вместо старого дома был построен двухэтажный дворец с флигелями. Также был возведен храм Петра и Павла, который и сейчас принимает верующих. Тщательно занимались и обустройством парка, который стал нарядным и гостеприимным, в нем появились беседки и павильоны. В усадебной оранжерее выращивались экзотические фруктовые деревья.

При Салтыковых были созданы и ныне существующие павильоны. «Миловида» находится над прудом, павильон служит своеобразной смотровой площадкой, отсюда можно любоваться красотой усадьбы. Также заслуживает внимания Музыкальный павильон в форме полуротонды. В этот период появились псарни, в них жили охотничьи породы собак и слуги, которые занимались уходом за животными. Внешний вид этих зданий с колоннами более поэтичный, чем их предназначение. Даже сложно догадаться, что здесь держали собак. Псарни были отреставрированы и сейчас посетители Марфино могут их увидеть.

Салтыковы сделали резиденцию местом активной светской жизни — здесь проходили театральные представления, музыкальные вечера, торжественные приемы. Среди гостей Марфино были дядя Александра Сергеевича Пушкина — поэт Василий Львович и историк Николай Михайлович Карамзин.

Усадьба сильно пострадала во время Отечественной войны 1812 года — французы разграбили, а затем подожгли ее. На восстановление у Салтыковых просто не было средств, поэтому Марфино было продано Владимиру Григорьевичу Орлову, младшему из братьев, возвысившихся в период правления Екатерины II. Граф энергично взялся за возрождение усадебно-паркового комплекса, однако не дожил до окончания работ, новой хозяйкой стала его дочь — Софья Владимировна Панина, которая наняла для восстановительных работ известного в то время архитектора Михаила Доримедонтовича Быковского. Благодаря ему дворец приобрел черты средневекового замка, которые сохранились до наших дней.

После революции усадьба была национализирована, богатейшие культурные ценности передали в фонды музеев, а книги огромной библиотеки разошлись по музеям и библиотекам. Разные учреждения занимали эту некогда роскошную резиденцию, потом в ней начал работать военный санаторий. В советское время на территории была построена санаторная гостиница и оздоровительный комплекс.

Конец XVIII века считается наивысшим расцветом усадьбы, которая стала сосредоточением культурной и духовной жизни дворянского общества. Здесь часто бывали многие любители искусства, давались органные концерты, выступали известные европейские артисты и музыканты, приезжавшие на гастроли в Москву. Слава о марфинских праздненствах, псовых охотах и театральных представлениях гремела по всей стране.

В начале XIX века праздная жизнь в Марфине стала постепенно затихать. В1805 году после смерти владельца усадьба опустела и была обречена на увядание. Большой урон Марфину нанесла война 1812 года. Расположившиеся здесь наполеоновские солдаты вывезли художественные ценности, многое сожгли. Сын хозяина П.И. Салтыков выделил огромную часть состояния на формирование собственного отдельного Московского гусарского полка, во главе которого воевал против французов, проявляя незаурядную храбрость. В одном из боев он был тяжело ранен и в 1813 году скончался. Опустошенное и разоренное Марфино стало принадлежать одной из сестер графа Салтыкова - Анне Ивановне Орловой, которая жила за границей и продала усадьбу своему свекру, графу Владимиру Григорьевичу Орлову. Орлов почти возродил дворцово-парковый ансамбль. Для этого были построены столярная мастерская, небольшой кирпичный завод и кузница. Строительство дворца уже шло к завершению, но в 1831 году граф В.Г. Орлов скончался, и по завещанию Марфино перешло к его дочери Софье Владимировне Паниной, при которой все постройки усадьбы были реконструированы.

Работы в Марфине не прекращались и завершились лишь в 1846 году. Окончательно оформил дворцово-парковый ансамбль, придав всему комплексу вид средневекового замка, одареннейший архитектор середины XIX века, ученик Д. Жилярди академик Михаил Дормедонтович Быковский, выдающийся теоретик и педагог, главный архитектор Москвы, по проекту которого Марфино реконструировалось. Ансамбль в Марфине является одним из лучших его произведений. Он служит великолепной характеристикой эпохи, передает ее дух - романтические мечтания утрату прежней гармонии и поиски новой монументальности. Дворцово-парковый комплекс создавался в уже обстроенной усадьбе и включил в себя ранее имевшиеся сооружения.

Дворец является доминантой марфинского ансамбля. Удачно поставленный на вершине холма, он присутствует во всех главных видовых картинах, раскрывающихся с разных точек. Наиболее своеобразным и красивым cооружением в Марфине является мост через пруд. Возведенный в 1770-е годы при Салтыковых, он был капитально перестроен М.Д. Быковским в 1837-1839 годах. Его архитектура участвеут в организации панорамы усадьбы, а монументальные формы и богатство декоративной обработки как бы подчеркивают назначение - главного парадного въезда в усадьбу.

Умело объединив все разновременные постройки, М.Д. Быковский создал неповторимый яркоромантический архитектурный ансамбль, производивший на современников неизгладимое впечатление.

В январе 1844 года хозяйка усадьбы С.В. Панина скончалась, и Марфино вновь опустело. Оно стало собственностью ее младшего сына - Виктора Никитовича. Находясь на службе в Петербурге, он редко бывал в Марфине, но следил за тем, что там происходит и заботился об увеличении доходов, управляя усадьбой из Петербурга.

Чем впечатляет: Эта усадьба в 25 километрах от Москвы очаровывает с первого взгляда! Массивный каменный мост, романтичный замок с готическими башенками, белокаменная терраса, ведущая к пруду, и вечные стражи - грифоны. Все это появилось с легкой руки М.Д. Быковского по заказу владелицы Марфино - Софьи Паниной. Усадьба, известная с 1585 года, получила свой расцвет именно при ней - в XIX веке. Марфино просто не может оставить равнодушным! Возможно, поэтому создатели «Мастера и Маргариты» решили устроить бал Сатаны именно здесь. С чего начну, чем кончу я
Картину Марфина селенья
С дворца ль волшебного ея
Или с террасы - загляденья,
Иль с серебристого каскада,
Иль с гротов дивного фасада,
Иль с павильонов дорогих,
Иль с георгинов золотых?
А. Львов

Романтический замок в розовых тонах как будто любуется собой в отражении пруда. Готический мост, грифоны… Словно кто-то решил поиграть в рыцарскую эпоху…
Но на самом деле Марфино - насиженное дворянское гнездо. Разные части усадьбы принадлежат разному времени и постепенно раскрывают нам ее историю.
известна с XIV века, но тогда она называлась Щибрино. Откуда появилось это имя неизвестно. Но есть легенда, рассказывающая о появлении названия Марфино.
Говорят, что это имя усадьба получила в XVIII веке при Борисе Голицыне. По одной версии, она была названа в честь его жены Марфы, по другой - в память об утонувшей в Волге под Астраханью дочери. Но исторически это не подтверждается. Например, в Писцовых книгах XVII столетия усадьба уже называлась Марфино. Да и жену Б.А. Голицына звали не Марфа, а Мария Федоровна Хворостина.
История этого места тесно связана с устройством государства Российского. В XV веке стало понятно, что государственные устои пора законодательно оформить и закрепить, и в 1497 году появился Судебник - сборник законов Великого Княжества Московского. В работе над ним принимал участие Щибрин, знаток русского права. За это он и получил на правом берегу реки Учи селение в 10-15 дворов с небольшой деревянной церковью.
Конечно, селение назвали «Щибрино», а вскоре - «Марфино, Щибрино, тож». Возможно, название «Марфино» оно получило по имени одной из двух евангельских сестер Марфы и Марии. То есть Марфа стала святой покровительницей селения. Почему двойное название? Считается, что одно имя дано по святому покровителю или покровительнице, второе - по фамилии владельца.
Марфино неоднократно переходило из рук в руки. И вот в конце XVII века владельцем усадьбы стал воспитатель Петра I - Борис Голицын .
Современники вспоминали, что он был человеком «ума великого», владел несколькими иностранными языками, «пил непрестанно», изумлял всех своей невоспитанностью, грубостью и жестокостью.
Конечно, усадьба Марфино не впечатлила Голицына, и он приказал все переделать. Здесь появились новый дом, парк на французский манер и каменная церковь Рождества Богородицы, построенная по проекту крепостного зодчего Владимира Белозерова.
С церковью Рождества Богородицы связана мрачная легенда. Ее 6 лет строили крепостные, и когда она была уже практически готова, Белозерову приснился сон, будто церковь рухнула. Он пришел к княгине Марии Федоровне Голицыной (князь был в Астрахани), рассказал про сон и попросил позволения достроить в храме четыре внутренних столба-пилона. Княгиня разрешила. Но новая церковь не понравилась Голицыну, а Священный Синод запретил ее освящать, углядев черты католицизма. В наказание князь приказал высечь Белозерова. Сердце немолодого уже архитектора не выдержало: он скончался.
Владимир Белозеров похоронен недалеко от Рождественской церкви. Сохранилась даже надгробная плита с надписью: 1708 год ноябрь в 30 день на память святого и всех верного апостола Андрея Первозванного преставись раб божий человек боярина и князя Бориса Алексеева сына Голицына человек ево Владимир Иванов сын Белозеров. Жил 59 лет. И это-то разрушает легенду, так как получается, что В. Белозеров умер через год после освящения храма.
В 1729 году владельцем Марфино стал Петр Семенович Салтыков, и в истории имения начался новый этап. Это было ожидаемо, ведь граф Салтыков был удивительным человеком. Он начал службу при Петре I солдатом гвардии и дослужился до высших чинов, был участником многих походов, а в 1759 году, во время войны с Пруссией, стал главнокомандующим русской армией. И этот 60-летний «седенький, маленький и простенький старичок», «сущая курочка» дал отпор самому Фридриху II Великому!
А Марфино Салтыков перестроил до неузнаваемости: здесь появились двухэтажный каменный дворец с двумя флигелями, регулярный парк, зверинец и оранжереи, где выращивали персики, апельсины, сливки, лимоны. Но П.С. Салтыков успел воплотить далеко не все. Он не справился с охватившей Москву в 1771 году чумой, и был отстранен от службы Екатериной II. Вскоре, не выдержав опалы, он скончался.
Усадьба же перешла к его сыну Ивану Петровичу Салтыкову. На волне моды он построил в Марфино несколько зданий в стиле классицизма - зимнюю церковь, павильоны, беседки, дома для псарей, конный двор, каретный сарай.
Каждая постройка - произведение искусства . Даже псарни больше напоминают античные храмы, хотя назначение у них исключительно утилитарное: обслуживать около тысячи охотничьих собак. При этом между домами псарей стояла небольшая башня, где хранилось охотничье снаряжение, был музей зверей и птиц.
Произведением искусства при И.П. Салтыкове стал и парк. Множество садовников превращали деревья в остроконечные пирамиды, шары, аллеи, напоминающие дворцовые анфилады. И весь парк превратился в огромный торжественный зал под открытым небом. И сегодня в Марфино можно увидеть 2 беседки времен Салтыковых. Это музыкальный павильон работы неизвестного архитектора и двухъярусная ротонда «Миловида» со скульптурой Аполлона Бельведерского. Ее автором считают Н.А. Львова.
К сожалению, каретный сарай и конный двор дошли до наших дней в руинах.
Зато сохранились пруды. Крепостные, не жалея сил, вручную выкопали в Марфино три пруда: верхний - у деревни Лысково, нижний - напротив усадьбы и боковой - на рукаве. Выкопанный грунт также не пропал даром: его использовали для устройства дорожек в пейзажном парке, и для создания насыпных островов.
Всего на прудах появилось четыре острова с романтическими названиями: «Остров ожидания», «Остров встречи», «Остров любви», «Остров расставания». Полюбоваться ими можно было не только от дворца, но и прокатившись на лодочке. Кстати, лодочная станция работает до сих пор. А вот купаться или стирать белье в прудах было строго-настрого запрещено.
Конец XVIII века стал временем расцвета усадьбы Марфино. Сюда приезжали известные литераторы и композиторы. Здесь звучали орган и роговая музыка. Здесь ставили трагедии Вольтера и комедии Бомарше. В парадных залах первого этажа Марфинского дворца размещалась коллекция живописи, а на втором этаже в «Оружейной» хранилась редчайшая коллекция старинного оружия и воинских доспехов предков Салтыковых.
Забавы, катания на лодках, охота, русские народные песни, пляски, игры, праздничная иллюминация - у И.П. Салтыкова, действительно, были развлечения на любой вкус.
В 1805 году Иван Салтыков умер, и усадьба буквально осиротела. Война 1812 года только усугубила ситуацию. Но все изменилось, когда усадьба перешла к Софье Паниной.
Она пригласила именитого архитектора Михаила Быковского. И через 10 лет в Марфино появился настоящий готический замок, окруженный прудами и липами. Софья Владимировна Панина не удержалась, и в 1834 году переехала в еще недостроенный дворец в 24 комнаты. Большинство помещений были отделаны в классическом стиле, и лишь спальня хозяйки носила готический характер.
От дворца к пруду спустилась широкая лестница с террасами. А внизу, на пристани, отражаясь в зеркале воды, на широких постаментах лежат два вечных стража - белокаменных грифона.
Жемчужиной и визитной карточкой Марфино, конечно, стал мост. Он появился еще при Салтыковых, но Быковский полностью его перестроил. Арки, галерея с колоннами… все это сейчас медленно разрушается.
В 1840-е годы ансамбль усадьбы дополнил «римский» фонтан со скульптурной группой детей с дельфинами. Авторство приписывают И.П. Витали.
В целом Быковскому удалось создать романтичный рыцарский замок, от вида которого захватывало дух. Вот, что писал Алексей Львов: ... Последние лучи солнца догорали на спокойных водах огромного пруда и обвивали золотым кольцом небольшой островок, за которым красовался огромный двухэтажный дворец готической архитектуры, с шестью небольшими башенками, барельефно выдающимися из самих стен, и двумя трехэтажными, почти цилиндрическими башенками по обеим сторонам широкого крыльца со своими разноцветными стеклами и резными рамами; на одной из них виднелись часы с колоколами. Посредине над дворцом развевался голубой флаг с золотой графской короною; слева примыкала к дворцу каменная арка для въезда... справа драпированная палатка. От дворца до пруда шла пятиярусная терраса, на последнем ярусе которой, на самой пристани, рассыпался алмазными брызгами фонтан; близ него спокойно отдыхали две зеленые лодки, и все это, как в волшебном замке...отражалось в позлащенных кристальных водах...
На противоположном берегу пруда березовая аллея с мелькающей в ней красивою беседкою, мост, утвержденный на двух каменных арках, по правую сторону которого сквозная из двадцати колонн каменная галерея с зубчатыми гребнями; влево от него роща; далее две церкви и поля...Здесь же по эту сторону пруда раскинулся широкий бор. На нем разбросаны цветники; поставлены на шестиколонном пьедестале Аполлон и в углублении Флора с цветочным венком. Перешедши четыре легких каменных мостика через ручейки, вытекающие в пруд, мы взошли в кедровую аллею; отсюда вправо, в открытых оранжереях просвечивались персиковые и абрикосовые деревья со зрелыми плодами и виноградные лозы с янтарными гроздьями; потом незаметно очутились на... пристани близ фонтана, утвержденного на четырех чугунных наядах, которые держали на головах своих огромную чашу его; бассейн окружен красивой чугунной решеткой. Отсюда тянулась пятиярусная терраса до самого дворца...
У Паниных Марфино оставалось до 1918 года , после чего усадьба была национализирована и взята под охрану государством. Но при этом здесь во время производственной практики жили студенты Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева.
Последняя владелица Марфино графиня Софья Панина (младшая) была необыкновенной женщиной. Она стала первой в России женщиной - товарищем министра народного призрения, а потом просвещения во Временном правительстве. Большевики посадили ее в тюрьму и устроили громкий суд, но рабочие горячо вступились за Панину и добились ее освобождения. И она продолжила заниматься общественной деятельностью. Например, в годы Второй мировой войны Панина собирала помощь советским военнопленным.
В последующие годы в Марфино были детская колония для беспризорных детей Москвы, здравница кустарей кассы взаимопомощи промкооперации Московской губернии, дом отдыха «Красный летчик» ВВС РККА, военный санаторий ВВС РККА. Любопытно, что до 1937 года действовали усадебные церкви.
А во время войны в Марфино разместились формирования трудового фронта, строившие под Москвой оборонительные сооружения. И мемориальная доска сообщает, что «здесь на территории санатория в ноябре-декабре 1941 года находился штаб 64-ой Отдельной морской стрелковой бригады Тихоокеанского флота». Это та стрелковая бригада, которая отстояла Белый Раст .
Бережно хранят местные жители память о летчике, совершившем подвиг в небе над Марфино. 2 декабря 1941 года на Марфино стремительно падал горящий самолет. До крыш домов оставалось метров сто, но летчик сумел отвернуть машину и она рухнула на опушке леса, в пятистах метрах от крайней избы. Летчика похоронили на сельском кладбище. И долгое время никто не знал имени героя. Но Марфинские школьники решили восстановить историческую справедливость. И неизвестный пилот обрел имя - Балмат Василий Семенович, уроженец Брянской области, 26-летний летчик 54-го полка бомбардировщиков, командир звена, награжденный в Белофинскую войну орденом Ленина, медалью «За отвагу», представленный в 1941 году к присвоению звания Героя Советского Союза.
В 1953 году в Марфино вернулся военный санаторий. Здание дворца «причесали», и разместили там номера повышенной комфортности. Номера попроще разместились в новом санаторном комплексе в северной части усадьбы.
И хотя попасть на территорию непросто (можно постараться заказать пропуск в Военно-клиническом санатории или присоединиться к экскурсии по усадьбе), здесь можно погулять в тени деревьев рыцарской аллеи. А спускаясь к пруду, можно встреться с любимой собачкой госпожи Паниной, ведь в парке стоит милый памятник четвероногому другу Софьи Владимировны.
И сегодня Марфино остается самой романтичной усадьбой Подмосковья. Сын архитектора Быковского вспоминал: Помню, как я был поражен, когда из-за березовой рощи вдруг открылся вид на пруд, мост с колоннадою, ворота и дом со спускающимися от него к пруду каменными террасами и лестницею с фонтаном и пристанью с грифонами по сторонам ее. Все в бледно-розовых тонах, освещенное ярким солнечным светом, выделялось на фоне зелени и, только что выстроенное, содержалось превосходно. Все террасы были обрамлены гирляндами цветов. Это была какая-то сказочная картина, и впечатление от нее было настолько сильно, что сохранилось на всю жизнь... .
Здесь снимали фильмы «Дворянское гнездо», «Лес», «Драма из старинной жизни», «Стакан воды», «Женщина, которая поет», «Вас приглашает оперетта», «Крестоносец», «Мастер и Маргарита», «Свой среди чужих, чужой среди своих»… И сегодня Марфино продолжает вдохновлять кинорежиссеров, художников, писателей.



















































































Многие усадьбы возводили на берегу реки, усадьба Марфино, расположившаяся на берегу реки Уча Мытищинского района, не является исключением. Благодаря своему месторасположению был создан уникальный архитектурно-дворцовый ансамбль, с использованием прудов.

Создали эту красоту крепостные архитекторы Белозеров, Тугаров и Быковский. Впервые летопись указывает о существовании этой усадьбы на конец 15 века. Посмотреть адрес на карте .

Самое европейское местечко ближайшего Подмосковья, о нем очень многие слышали, почти все его видели, как минимум в отечественном кино, но мало кто здесь побывал. Усадьба Марфино – эдакий дворец средневековых рыцарей. Он спрятан в лесах Мытищинского района, вдали от автотрассы и, ко всему прочему, сейчас принадлежит военно-клиническому санаторию министерства обороны, что также накладывает отпечаток закрытости.

Владельцев поместья было много, особо можно выделить князя Бориса Алексеевича Голицына, фельдмаршала Петра Семеновича Салтыкова, графа Владимира Григорьевича Орлова, графиню Софью Владимировну Панину. Каждый, безусловно, внес свой вклад в развитие усадьбы и в тот облик, который она приняла. Она по праву входит в ТОП 9 усадеб Подмосковья .

Уже первые виды, открывающиеся на усадебную территорию, гораздо больше напоминают средневековую Англию с ее дворцами и замками, нежели небольшое подмосковное село. И только нестриженная трава газона дает знать – мы всего в 30 км севернее российской столицы. Поместью не мене четырех столетий.

Возникновение усадьбы Марфино

Бытует мнение, что наименование она получила по имени женщины – супруги князя Б. А. Голицына, между тем, в летописях начала 17 века усадьба уже фигурирует как Марфино, то есть, почти за 100 лет до князя. Еще стоит упомянуть, что имя жены было не Марфа, а Мария. Более того, Голицын после покупки поместья, дал ей новое название – Богородское, по наименованию церкви Рождества Богородицы, которая из деревянной стала белокаменной по заказу князя.

Скорее всего, название происходит от имени одной из евангельских сестер – Марфы, являющаяся святой покровительницей местных жителей. Название порекомендовала дать церковь.

По свидетельству письменных источников она известна с 1585 года. Тогда она называлась Шабрино и находилась в собственности дипломата думского дьяка посольского приказа Василия Яковлевича Щелкалова. Того самого, который владел имением Останкино. При нем Марфино в 16 веке представляло собой красивое живописное место, не более. Будучи крупным государственным деятелем Щелкалов воспринимал усадьбу как хозяйственную и приезжал сюда не чаще чем раз за все лето.

Естественно, ни о какой культурной жизни и речи не было. Что на самом деле представляло из себя Марфино того времени сказать трудно, так как ничего не сохранилось. Скорее всего, как и большинство подмосковных усадеб того времени она представляла из себя хутор, поставлявший ко двору сельскохозяйственную продукцию своему господину.

Оно оставалось неприметным селом до середины 18 столетия, пока, не сменив череду владельцев, не оказалось в руках графов Салтыковых – очень богатого и знатного дворянского рода. Вот когда подмосковная провинция начинает приобретать заграничный лоск.


Что по-настоящему русское в усадьбе так это храм Рождества пресвятой Богородицы, старейшая постройка Марфино. Ей более 300 лет и у нее тоже есть своя история, не лишенная мистического начала. Возведена она талантливым крепостным зодчим В. И. Белозеровым. Специально для строительства сооружений в поместье князь Голицын отправил Владимира Ивановича на обучение во Францию на 5 лет.

Предание гласит, именно с этой церковью связаны последние дни жизни зодчего. В преддверии окончания строительства, якобы приснился ему сон, что строение рухнуло. В тот же день он обратился к супруге князя – Марии Федоровне и попросил внести некоторые доработки. Супруга дала добро, и архитектор немного изменил внутренний вид церкви, утвержденный князем.

По приезду домой, Голицын был в ярости. Церковь построили иначе. Из-за непослушания, крепостного зодчего велел высечь розгами. Сердце Белозерова не выдержало, и он скончался на месте. Похоронили его рядом с церковью.

Согласно надгробной плите, лежащей рядом сооружением, дата смерти крепостного зодчего 30 ноября 1708 г. Это означает, что он умер годом позже, после окончания строительства церкви. Каковы были истинные причины смерти едва ли кто-то уже узнает.

Помещик за жестокость свою расплатился с лихвой – продолжает предание народная молва. За его неудачами по службе пошли и семейные неурядицы. Сперва погибает младший сын, за ним умирает старший. Из десяти детей Голицына отца переживет лишь один.


Усадьба при Салтыковых

Владимир Семенович Салтыков

После кончины князя Б. А. Голицына поместье отошло к родственнику – сыну (в 1714 г.), а тот, в свою очередь, чтобы избавиться от долгов, продал его В. С. Салтыкову за 3 350 руб. в 1728 г. Владимир Семенович продал усадьбу брату за 7 000 р. в 1729 г. Для сравнения, Архангельское было продано за 245 000 р. в 1810 г., но на момент покупки курс рубля упал в два раза.

Отдельно стоит рассказать о Петре Семеновиче. Участник нескольких войнах: русско-польская (1734 г.), русско-шведская (1741-1743 гг.), Семилетняя война. Генерал, граф, главнокомандующий русской армией, а после сенатор и губернатор Москвы. После получения должности генерал-губернатора Москвы он начинает грандиозные работы по построению архитектурно-дворцового ансамбля в усадьбе.

Салтыковы, получив во владение Марфино, начинают обустройство усадьбы по последней моде. Петр Семенович создает в Подмосковье свою парадную резиденцию. В рекордные сроки построен дворец с двумя театрами в стиле классицизма.

Флигели для гостей и для прислуги, а также псарня (специальное помещение для охотничьих собак). Из всех строений Салтыковской эпохи до сего дня сохранились лишь они, сильно выбивающиеся из неоготической архитектуры всего комплекса.

Граф был большим любителем псовой охоты, держал до 1000 гончих, конечно, не вся эта 1000 находилась в Марфино. Сюда приезжало самое знатное общество и поэтому два домика (псарни), похожие на дома помещиков средней руки, были построены специально для собак. Собаки жили на первых этажах, а наверху жили псари.

На сравнительно небольшой территории (всего 13 Га) Салтыковы разбили парк с цветниками и затеями. За сложной зеленой архитектурой ухаживал целый штат профессиональных садовников, которых выписывали из Дании.

Подстригая деревья и кустарники определенным образом, они предавали им причудливые формы пирамиды или шара. Таким образом, создавалось впечатление, что парк – это парадный зал, а аллеи, украшенные гротами, беседками и павильонами – это анфилады.

Их следы и сегодня можно увидеть в Марфинском парке. Рассказывают, что при Салтыковых был в усадьбе еще и зверинец для потехи публики, но точных данных об этом нет. Зато местный театр был знаменит не только на всю округу, скорее на всю страну. Здесь были не только политически-знатные люди России, но также и деятели культуры, искусства такие как Николай Михайлович Карамзин, Василий Львович Пушкин.

Возведение дворца

На смену русскому классицизму приходит западный стиль барокко. Огромный дворец широкими лестницами, пышным убранством, колоннадой, визуально увеличивающие размеры дворца. Стиль, которому свойственна аффектация, странным образом гармонично вписался в дворцово-парковый ансамбль усадьбы.

Марфино сразу наполнилась редкой живописью именитых мастеров, скульптурами, серебряной посудой и фарфором, фамильными драгоценностями. Отдельно можно выделить прекрасную коллекцию старинного оружия и доспехов семьи Салтыковых. Рядом с дворцом создали чудесный парк немалых размеров – почти 19 га и зверинец с оранжереями, а в 1770 г. она преобразилось парадным въездным мостом.


Смерть П. С. Салтыкова

Во время губернаторства Петра Семеновича в Москве разразилась чума. После 6 месяцев с начала болезни, он рапортует Екатерине II, что ежедневно в городе погибает до 850 человек и просит разрешения покинуть Москву на время.

Императрица разрешила ему отъехать, и он отправился в Марфино. В его отсутствие в городе вспыхнул бунт, и Екатерина II обвинила в этом Салтыкова, в связи с чем приказала его уволить (1771 г.). Не выдержав отставки, князь умирает спустя год в усадьбе, так и не завершив начатую реконструкцию.

Екатерина, не желала хоронить графа со всеми почестями, но у последнего было много учеников и соратников и один из них генерал-аншеф Петр Иванович Панин решил отдать почести своему учителю. Он приехал в парадном мундире и со всеми орденами, встал в почетный караул к гробу и заявил, что не намерен покидать его пока не вызовут караул для смены.

Императрица не хотела конфликта с военными, а посему приказала прислать в усадьбу Марфино гвардейцев, чтобы перевезти Салтыкова в Москву и воздать все почести великому полководцу.

Переход усадьбы Марфино И. П. Салтыкову

После смерти князя поместье отходит к его сыну Ивану Петровичу. Он, также как и отец, стал фельдмаршалом и губернатором «белокаменной». При нем Марфино пополнилось рядом сооружений: церковь Петра и Павла, здание для охотничьих собак, двор для лошадей, сарай для карет и парковые беседки.


Из того, что сохранилось стоит отметить церковь Петра и Павла (Петропавловская), расположенную напротив церкви Рождества Богородицы, дома для собак с красивыми колоннами, присущие русскому классицизму и беседки в парке.

В 1805 г. князь умирает и именье переходит его сыну, который также как и его предки был военным – И. П. Салтыкову. В 1813 г., участвуя в военных действиях против французов, получает смертельную рану и погибает. Он успел составить завещанию, по которому крестьян, коих было около 20 000, отпускают на волю, заводы, дома продают, а вырученные деньги идут в воспитательный дом в поместье, который предназначался для всех, кто потерял отцов на войне.

Усадьба при Орловых

К сожалению, завещанию не суждено было сбыться. Все его имущество поделили сестры. Усадьба перешла Анне Ивановне Орловой. Орловы в ту пору жили в Париже, но все равно начали восстанавливать усадьбу. В силу наличия долгов на Марфино было продано родственнику Орлову Владимиру Григорьевичу.

Граф Орлов, находясь на должности директора Российской Академии наук, возобновил восстановительные работы: построил кирпичный завод, оранжерею, столярную мастерскую. Академик умер в 1831 г., завещав усадьбу своей дочке Софье Владимировне Паниной.

Усадьба при Паниных

Дочь графа продолжила работы отца в усадьбе. Имея внушительное состояние чета Паниных с легкостью вкладывали деньги в строительство архитектурного-дворцового ансамбля имения. С этой целью прекрасно справился архитектор Быковский.

Быковский в архитектуре больше теоретиком, чем практиком, но обладая довольно скромным талантом, все же вошел историю строительного искусства. Ученик Доменика Жилярди, он даже станет главным архитектором Москвы, сменив на этом посту знаменитого Осипа Бове.

Известно, что помимо государственной службы, Быковский имел и собственный круг частных заказчиков. Среди которых были мафрфинские владельцы Панины. Эта подмосковная усадьба стала крупнейшей работой зодчего. Исследователи до сих пор говорят о марфинском воплощении готики.

Гениальность Быковского заключалась в том, что он сохранил идею всего архитектурного ансамбля и оставил центральную ось, которая проходила между псарнями и выходила к фонтану и к пристани. Эта центральная, главная ось, которая сохраняла все ансамбли в их архитектурном замысле.

В этом была гениальность Быковоского, поэтому он не ломал или что-то заново строил, он только переделывал, реконструировал. Умело объединив все разновременные постройки в одно целое, он создал яркий, романтический облик усадьбы, который производил на современников неизгладимое впечатление.


При Паниных усадьба была наконец-то достроена полностью. Произошло это событие в 1846 г. Дворец насчитывает 24 комнаты, имеет псевдоготический вид, собрание живописи, книг, скульптур и других ценностей. Перед дворцом раскинулись три террасы, дабы придать простора виду из окна, а по бокам два флигеля.

Спускаясь вниз к прудам, можно увидеть две интересные скульптуры грифонов. Это были, своего рода, стражи, встречающие каждого кто подплывал к пристани усадьбы. Автор этих монументальных скульптур неизвестен. Но известен автор фонтана с детьми – И. П. Витали. Панины были последними владельцами Марфино. В 1918 г. имение национализировали, а в 1933 г. здесь открыли военный санаторий, который видоизменялся до 1990 г.


Усадьба Марфино в 20 веке

В разное время усадьбу использовали в тех или иных целях. Она была и общежитием для студентов, проходящих практику, и детской колонией для беспризорников, здравницей, домом отдыха и санаторием. Многие усадьбы используются сейчас в качестве санатория и в этом плане, Марфино не стало исключением.

В годы Великой Отечественной поместье использовалось в качестве госпиталя, а за год до окончания войны, оно стало санаторием-профилакторием для высшего военного состава г. Москвы. В середине 20 века Марфино подверглось серьезной реставрационной работе.

Архитекторы ставили своей целью возродить первозданный облик усадьбы. Дворец был отреставрирован, мост восстановлен. Ремонту также подверглись церковь Богородицы, пристань с грифонами и парковые сооружения.

На все реставрационные работы ушло около 10 лет. Все это время усадьба Марфино выполняла функцию военного санатория. Спустя два десятилетия на севере, вне зоны, имеющей историческое значение, построили санаторный комплекс.

На его строительство потребовалось 9 лет и в 1990 г. он был введен в эксплуатацию. Несмотря на современный вид санатория, в нем оборудовали музей, где размещены портреты людей, имеющих отношение к имению, а также их биографии и фотографии.

1996 г. был радостным годом для усадьбы: в очередной раз началось восстановление первозданного вида всего архитектурно-паркового ансамбля. Территорию облагородили, лестницы отремонтировали, планировка первого этажа дворца была полностью восстановлена, а второй этаж переделали для посетителей дома санатория.


Свадьба в усадьбе Марфино

В наше время Марфино часто является местом проведения свадебных торжеств. Весь архитектурный-парковый ансамбль идеально подходит для этого, особенно летом.