Рейдовый катер. Новый катер аварийно-спасательного обеспечения заказан для вмф россии Современные водолазные катера фирмы дамер



RAID DIVING BOAT PROJECT A160

30.07.2018


На ФГУП «Судостроительный завод «Море» в конце июля 2018 года подписан акт приема-передачи заказчику рейдового водолазного судна проекта А160. Это первое судно, построенное в Республике Крым после интеграции судостроительных предприятий Крыма в состав судостроительной отрасли Российской Федерации.
Работы выполнялись в рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» для Азово-Черноморского филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота». Планируется, что построенное судно будет обеспечивать выполнение подводно-технических работ в акваториях Азовского и Черного морей.
Министерство промышленной политики Республики Крым


РЕЙДОВЫЙ ВОДОЛАЗНЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА А160



Однопалубный катер со средним расположением одноярусной рубки, несколько смещенным в корму машинным отделением, двухвальной дизельной энергетической установкой. Район плавания – смешанное (река-море) плавание с удалением от места убежища на 50 миль. Класс Регистра судоходства – КМ Ice 2 R3-RSN AUT2 SDS≤60 diving ship.
Назначение судна:
- водолазное обеспечение подводно-технических работ на глубинах до 60 метров при волнении моря до 3-х баллов;
- участие в аварийно-спасательных и судоподъемных операциях;
- обследование дна акваторий, затонувших объектов, подводной части корпусов судов (кораблей) и гидротехнических сооружений.
Класс Регистра: KM(*) Ice2 R3-RSN AUT3 SDS

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение в грузу: 92,7 т
Водоизмещение порожнем: 83 т
Дедвейт: 9,67 т
Длина: 27,4 м
Ширина: 5,6 м
Высота борта на миделе: 3 м
Высота борта в носу: 3,4 м
Осадка в грузу: 1,5 м
Тип ГД: Scania DI1643M
Мощность ГД: 2х441 кВт
Тип и мощность ДГ: 1 ДГ 1СДГ-6Т5.9-D(M) мощностью 80 кВт
Скорость: 15 уз
Автономность плавания: 5 сут
Дальность плавания: 200 миль
Экипаж:3 чел
Водолазы: 5 чел
Водолазное оборудование для обеспечения работ на глубинах до 60 м, к 1 к-т

Рейдовый водолазный катер «РВК-2059» был построен по проекту РВ1415 (шифр «Фламинго») на Сосновской судостроительной верфи, пос. Сосновка, СССР.

Проект «Фламинго» разрабатывался одновременно в двух модификациях: рабочий катер проекта Р-1415 (впоследствии проект 14151) для перевозки грузов и людей на внешних и внутренних рейдах портов и водолазный проекта РВ-1415 (впоследствии проекта 14152), предназначенный для проведения работ на глубинах до 45 метров на тех же акваториях портов. Им был присвоен класс «О» Речного Регистра. Их мореходные качества проверялись в море: при волнении пять баллов катера оставались на плаву и сохраняли остойчивость при затоплении любого из отсеков.

Спроектированные на одной конструктивной и технологической основе, они имеют близкие технические характеристики: длина корпуса наибольшая (без привального бруса) - 21,2 метра; ширина корпуса наибольшая (без привального бруса) - 3,93 метра; высота борта (от основной плоскости) - 2,25 метра; осадка в зависимости от модификации - 1,2- 1,4 метра; водоизмещение - 42 - 54 тонн; скорость полного хода - 11 - 12 узлов. Автономность по запасам провизии и питьевой воды в обеих модификациях - 5 суток. Экипаж рабочего катера - три человека, водолазного - восемь человек (дополнительно включены пять водолазов). Различия в составе экипажей отразились и на компоновке жилых помещений. Так, на водолазном катере предусмотрены каюты на одного, трех и четырех человек, на рабочем - одна четырехместная каюта. Обе модификации имеют электрифицированный камбуз, душ и санузел, а водолазный катер оборудован еще и сушильным шкафом для одежды.

Рабочий катер рассчитан на 27 пассажиров или 17 тонн груза. Его трюмы обслуживаются съемной поворотной балкой грузоподъемностью 0,5 тонн.

Стальные корпуса с протекторной защитой от коррозии в подводной части идентичны по конструкции и набраны по поперечной системе. Выгородки, фальшборт в носу и корме, ходовая рубка, надстройка выполнены из алюминиевого сплава. При транспортировке по железной дороге надстройка, рубка и фальшборт снимаются. Ходовая рубка, выдвинутая к носу, имеет одиннадцать иллюминаторов, три из них с электрообогревом. Тепловая изоляция выполнена из негорючих плит АТИМСС, декоративная обшивка жилых помещений - из слоистого пластика, изоляция помещений надстройки - из трудносгораемых плит с оклейкой стеклосеткой и последующей окраской. Два якоря (массой 75 кг каждый), один из которых запасной и крепится по-походному на палубе, поднимаются на водолазном катере электрической лебедкой, а на рабочем - ручным шпилем. Спасательное оборудование состоит из надувных плотов ПСН-1 ОМ в контейнерах. Они могут сбрасываться на оба борта. Для прохода под мостами сигнальная мачта катеров всех модификаций заваливается в корму.

В качестве главного двигателя, управляемого из ходовой рубки, на катерах используется дизель ЗД12Л мощностью 300 л.с., работающий через реверс-редуктор на гребной винт фиксированного шага. Запасы топлива и масла обеспечивают дальность плавания 200 миль. В состав судовой электростанции входят трехфазный синхронный генератор (номинальная мощность - 12 кВт, напряжение - 400 В, частота - 50 Гц), две группы аккумуляторных батарей типа 6СТК-180 М (напряжение - 12 В) и навешенный на главный двигатель генератор постоянного тока (мощность - 1,2 кВт, напряжение - 27 В). На стоянке питание осуществляется от береговой электросети.

Сточно-фановая система закрытого типа и зачистная система для сбора подсланевых вод, отработанного масла и отстоя топлива сделаны с учетом современных требований по охране водной среды. Запасы питьевой воды составляют около 1,7 м3. Предусмотрена подача горячей воды на камбуз и в душ. Отопление и камбузная плита - электрические.

Радионавигационное оборудование состоит из ультракоротковолновых радиостанций типа «Катер» и «Плот», а также навигационной РЛС «Лоция» или «Печора-1».

Пожарная защита представлена водяной противопожарной системой жидкостного тушения машинного отделения. На водолазном катере имеются все необходимые устройства и оборудование, обеспечивающие выполнение «Правил водолазной службы».

Проекты обеих модификаций разработаны с высокой степенью унификации материалов и комплектующего оборудования. Постройка уже первых серийных катеров показала высокую технологичность конструкций применительно к поточно-позиционному методу производства. Поэтому не случайно именно этот проект был выбран для разработки на его базе новых модификаций различного назначения.

(Использованы материалы сайта boatclub.ru).

После завершения строительства рейдовый водолазный катер «РВК-2059» вошел в состав Балтийского флота.

Государственный контракт на строительство 16 катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 по заказу Министерства обороны Российской Федерации подписан с ОАО "Завод Нижегородский Теплоход" (ОАО "ЗНТ") в конце марта 2013 года.

В последнее время командование ВМФ России обращает особое внимание на пополнение новым корабельно-катерным составом Управления поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР) флотов. В частности, на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге строится спасательное судно подводных лодок нового поколения проекта 21300С "Игорь Белоусов" для Северного флота, для Тихоокеанского флота на Судостроительном заводе имени Октябрьской революции в городе Благовещенске строится серия водолазных катеров проекта 14157, а недавно стало известно о новом масштабном заказе на 16 катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040.

Катер проекта 23040


Что из себя представляет новое судно, которое значительно повысит возможности УПАСР ВМФ, Центральному Военно-Морскому Порталу рассказал главный конструктор ОАО "ЗНТ" Андрей Васильевич Чичагов.

Катер проекта 23040 представляет собой дальнейшее развитие серии из десяти водолазных катеров проекта А160 (строительные номера 801-810), построенных ОАО "ЗНТ" в 2010-2012 годах для ФГУ "Госморспасслужба России", а также водолазного катера проекта ZT28D "Пеликан", разработанного конструкторским отделом завода.


Катер проекта 23040


Технорабочий проект катера проекта 23040 разработан конструкторским отделом ОАО "ЗНТ" в соответствии с техническими требованиями Минобороны России на поставку рейдового катера комплексного аварийно-спасательного обеспечения.


Рубка катера проекта 23040


По сравнению с предыдущим поколением водолазных катеров проект 23040 получил дополнительные функции и оборудование, которые позволяют ему выполнять не только обычный набор водолазных работ на глубинах до 60 метров при волнении моря до трех баллов, но и осуществлять поисковые, осмотровые и обследовательские работы с помощью штатного малогабаритного телеуправляемого необитаемого подводного аппарата и буксируемого гидролокатора. Кроме того, предусмотрена возможность тушения пожаров на кораблях и судах, плавучих и береговых объектах высотой до 30 м, откачка воды с аварийного судна и выдача электропитания на аварийное судно.


Катер проекта 23040. Пост управления водолазными работами


Катер проекта 23040 представляет из себя однопалубный катер со стальным корпусом с ледовыми усилениями, с одноярусной алюминиевой надстройкой (рубкой), двухвальной дизельной энергетической установкой с винтами фиксированного шага и носовым подруливающим устройством.


Катер проекта 23040. Помещение барокамеры

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Длина наибольшая: 28,09 метра
Ширина наибольшая: 5,56 метра
Высота борта на миделе: 3 метра
Высота борта в носу: 3,4 метра
Осадка средняя: 1,5 метра
Водоизмещение полное: около 118 тонн
Главный двигатель: 2х441 кВт
Дизель-генератор: 2х80 кВт
Аварийно-стояночный дизель-генератор: 1х20 кВт
Скорость хода: около 13,7±0,3 узлов
Экипаж: 3 человека
Водолазы: 5 человек

На катере обеспечены комфортные условия для проживания восьми человек, возможно дополнительно кратковременное размещение трех человек на период продолжительностью не более суток.


Катер проекта 23040. Кают-компания. Вид в нос


Катер проекта 23040. Кают-компания. Вид в корму





Катер проекта 23040. Двухместная каюта


Автономность катера по запасам пресной воды и провизии из расчета 8-ми человек составляет 5 суток.

Дальность плавания при скорости 10 узлов составляет 200 миль.

На катерах проекта 23040 предусмотрена система джойстикового управления.

Для проведения водолазных работ на катере предусмотрено устройство обеспечения водолазных работ (судовой водолазный комплекс), состоящее из комплекта водолазного оборудования, снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков.

rkovrigin wrote in May 9th, 2012

Originally posted by Natiksoldatik . at Катер "Водолаз Грицай" спущен на воду

7 мая 2012 года со стапеля ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» (ЗНТ) спущен на воду рейдовый водолазный катер проекта А160 «Водолаз Грицай» (строительный номер 810). Это уже третье судно данного проекта, сошедшее со стапеля ЗНТ весной 2012 года.

С этим событием предприятие выходит на завершающий этап строительства серии из десяти рейдовых водолазных катеров в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» (2010-2015 годы). Заказ на серию размещен на ЗНТ Государственным Заказчиком - Федеральным Агентством морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Застройщик - ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта».)

Первые семь судов серии (строительные номера 801-807) были построены и сданы Госзаказчику в 2010 - 2011 годах, в точном соответствии с контрактными сроками и направлены в порты приписки Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск и Астрахань, Корсаков и Владивосток. Три судна (строительные номера 808-810) будут направлены БАСУ Мурманска, Новороссийска и Санкт-Петербурга в 2012 году после прохождения государственных испытаний.

«Первые четыре судна серии построены по первоначальному проекту, шесть следующих - по модернизированному, с учетом практики эксплуатации первых четырех пароходов», - рассказывает генеральный директор ОАО «ЗНТ» Сергей Коновалов.

Назначение катера:

  • Водолазное обеспечение подводно-технических работ на глубинах до 60 метров при волнении моря до 4-х баллов.
  • Участие в аварийно-спасательных и судоподъемных операциях.
  • Обследование дна акваторий, затонувших объектов, подводной части корпусов судов (кораблей) и гидротехнических сооружений.

Тип катера:
Однопалубный катер со средним расположением одноярусной рубки, несколько смещенным в корму машинным отделением, двухвальной дизельной энергетической установкой.

Правила:
Катер спроектирован по Правилам Российского Морского Регистра Судоходства на класс: КМ Ice2 R3 - RSN АUT3 SDS<60 diving ship.

Основные характеристики
Длина габаритная, м....................................... .......27,4
Длина по КВЛ, м....................................... .......... 26,3
Ширина наибольшая, м....................................... ....5,6
Высота борта на миделе, м.......................................3, 0
Высота борта в носу, м....................................... ......3,4
Осадка, м....................................... .......................1,5

Дедвейт
Экипаж с багажом,т............................... ..................0,3
Водолазы с багажом, т....................................... .......0,5
Провизия, т....................................... .....................0,15
Пресная вода, т....................................... ................5,2
Топливо и масло, т....................................... ...........3,52
Итого,т................................. ................................9,67

Водоизмещение
Порожнем, т....................................... .....................83
Полное, т....................................... ......................92,7

Главный двигатель
Мощность, кВт..................................... ...............2X441

Скорость хода - около 15 узлов, экономичного - 10 узлов.

Дальность плавания полным ходом - 200 миль.
РВК проекта А160 оснащены полным комплексом современного водолазного оборудования.

Водолазное оборудование :

  • Снаряжение с водолазным шлемом - 3 комплекта;
  • Водолазное снаряжение сухого типа - 2 комплекта;
  • Барокамера РБК-1400, внутренним диаметром 1,4 м на 4 водолазов, одноотсечная, с предкамерой, с замкнутой системой вентиляции, с комплектом BIBS- масок, водяной системой пожаротушения;
  • Система связи и телевизионного контроля, средства обеспечения водолазных работ, спуско-подъемное устройство и водолазная беседка.

Рейдовые катера

Рейдовые катера в послевоенное время были созданы по заказу Советского флота. Они предназначались как вспомогательные катера для обеспечения повседневной деятельности других судов в местах их якорной стоянки. В дальнейшем на их базе начали строить гражданские модификации, выполняющие различные назначения:

  • Рабочие;
  • Водолазные;
  • Гидрографические;
  • Буксирные;
  • Подводной охраны объектов;
  • Медицинские;
  • Спасательные.

Рейдовый катер РК-1078

Катер «Ярославец»

Инженеры сконструировали «Ярославец» в 50-е гг. XX века. Советскому флоту было необходимо буксирное судно, которое можно было бы использовать для поисково-спасательных операций с участием водолазов, а также на таможенных и пограничных постах.

Одной из важных характеристик катера является его возможность транспортировки по железной дороге. В любой модификации длина судна составляет 21 метр, а ширина – 4 метра. Его водоизмещение – почти 47 тонн. Судно вмещает 12 человек.

Силовая установка состоит из двух дизельных двигателей модели ЗД6С и ЗД6С1, которые приводят в движение один винт с фиксированным шагом. Это позволяет лодке разгонятся до 10 узлов.

Рейдовый катер “Ярославец” РК – 516

Катер спроектирован таким образом, чтобы была возможность оперативно доставлять груз или водолазов к месту и обеспечивать их бесперебойную работу. Он может выполнять маневры на мелководье и в мелкой ледяной поверхности.

Корпус судна изготовлен из дерева и металла. На буксировочной модификации установлены специальные дуги, не дающие повредить трос при маневрах. Также на борту установлен специальный крюк для подъема грузов и буксировки кораблей. Рубка у судна съемная. Это сделано для того, чтобы уменьшить габариты при перевозке катера по железной дороге.

Катер применяется как транспортное средство для перевозки грузов и пассажиров. Также в его функции входят буксировка других кораблей, участие в поисковых операциях. Его используют в охране границ и для отлова браконьеров.

Рейдовый разъездной катер «Сапсан»

Судно спроектировано КБ «Алмаз». Его функцией является перевозка официальные делегации, офицерский и командирский состав флота с берега на берег или на корабли, которые стоят на якоре. Также катер предназначен для участия в парадах.

«Сапсан» – это двадцатиметровый катер с гладкой палубой, одноярусной рубкой, стальным корпусом и надстройкой из сплава алюминия. Он вытесняет до 103 тонны воды. Имеет два дизельных двигателя MTU10V200M9, которые помогают развивать скорость до 20 узлов. На судне размещены пять кают, в которых можно разместить 10 человек. В закрытом и открытом салонах помещается по 20 человек на каждый. Также на корабле есть открытый мостик, кубрик и каюты для членов экипажа.

Недавно катер был принят в ряды и сейчас базируется в Севастополе.

Рейдовый катер «Водолаз Печкуров»

Судно участвует в различных водолазных, поисковых и аварийно-спасательных операциях и судоподъемных работах. Длина катера почти 28 метров, ширина пять с половиной метра. Вымещение воды составляет 92,7 метра.

Катер оснащен современным оборудованием для водолазных работ:

  • Водолазные костюмы со шлемами;
  • Гидрокомбинезоны с открытой схемой дыхания;
  • Специальная водолазная камера на 4 человека для спуска экипажа на дно;
  • Система связи, устройство для спуска и подъема водолазов;
  • Инструменты для проведения сварочных работ и размыва грунта, инструмент для шлифовки, резки, раскалывания железа и бетона под водой.

Это оборудование позволяет погружаться водолазам на глубину до шестидесяти метров в любое время дня и ночи. Устойчивость катера дает возможность аквалангистам работать в штормовой воде.

«Баклан» – большой однопалубный катер. Он создавался для разведки маршрутов, съемки рельефа дна, помощи в навигации субмарин в прибрежных водах. Он способен доставлять грузы и исследовательские группы на необорудованное побережье.

Длина судна – 36,4 метра, ширина -7,6 метра. Водоизмещение корабля составляет 320 тонн. На палубе установлен грузоподъемный кран «Dreggen», который способен поднимать груз массой до 3,5 тонны. В машинном отделении помещено два дизельных двигатели модели «Деуц» общей мощностью 464 кВт. «Баклан» разгоняется до 11-12 узлов. Его экипаж состоит из 11 человек.

На борту катера установлено новейшее гидрографическое, навигационной оборудование и приборы связи. В их число входят: многолучевой и промерный эхолоты, мореограф, аппарат для измерения качки, профилограф, оборудование для измерения скорости звука в воде. Катер оснащен радиоустановками, приемниками NAVTEX, навигационным локатором и спутниковой станцией ГЛОНАС.

На рейдовых катерах не предусмотрено никакого вооружения, так как они являются вспомогательными суднами для военных и гражданских судов и используются в мирное время.